А-ля Капуль — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 февраля 2017; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 февраля 2017; проверки требуют 4 правки. Виктор Капуль в опере Виктора Массе «Поль и Виржиния» (1873), с причёской «А-ля Капуль»

А-ля Капуль (фр. à la Capoul, «под Капуля», также просто капуль, капульчик[1]) — популярная в конце XIX века мужская причёска, названная в честь известного французского тенора Виктора Капуля.

А-ля Капуль — причёска с прямым пробором и волосами на лбу, уложенными по обе стороны от пробора в виде сегментов круга[2].

Певец использовал эту причёску в 1870-е годы; она получила распространение во Франции и в России с 1876 года[1] под названием фр. frisure à la Capoul.

Причёска ассоциировалась с образом франта и дамского угодника, её популярность оказалась очень длительной, в том числе среди малообразованных слоёв населения (приказчиков и мелких купцов)[3].

Лесков настаивает на русском происхождении причёски:

Певец Капуль, с которого заимствована не одними русскими его причёска, — сам заимствовал эту причёску из России. По крайней мере, помнится, будто г. Капуль рассказывал покойному русскому артисту Монахову, что он не выдумал своей удивительной причёски, а взял её с старинных русских послов, изображения которых видел на старинных гравюрах. Русские щёголи московского периода, действительно, чесались «с челышком», о чём упоминается с укоризною в Кормчей, и это же можно видеть и на полных изучения картинах К. Е. Маковского, и на живых головах московских банщиков и половых. Г. Капуль только немножко изящнее уложил на своей голове это старинное русское «челышко»; ему стали подражать петербургские щёголи — сначала из молодых дипломатов и правоведов, а потом это усвоили и приказчики, и лакеи; последним только удалось усовершенствовать эту причёску и довести её до крайности во вкусе «à la дурак»

Популярность причёски привела к её частому упоминанию в литературе.

Анекдот XIX века[4]: перед выступлением Капуль заходит к парикмахеру и просит его подстричь. На вопрос о фасоне певец, слегка краснея, отвечает «под Капуля». Парикмахер долго осматривает клиента и затем говорит: «Но, месье, ваша голова для этого ведь совершенно не подходит!»

У Чехова[3]:

«Одет всегда по моде и причесан a la Капуль
Антон Чехов, «Делец»
»

У Гиляровского[3] молодой купеческий сын, просит парикмахера сделать так,

«чтобы без тятеньки выходило а-ля-капуль, а при тятеньке по-русски»

У Троцкого[5]:

«Саша спрашивает:

— А вы умеете, Иван Васильевич, стричь а ля капуль?

Все поднимают голову на Сашу, а он рассказывает, как его в Елисаветграде цирюльник замечательно постриг а ля капуль, а на другой день ему был за это от инспектора строгий выговор.
Лев Троцкий, «Моя жизнь»
»
  1. 1 2 Капуль. // Русская мысль и речь. Своё и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т. Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. М. И. Михельсон. 1896—1912.
  2. ↑ Причёска. //Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997.
  3. 1 2 3 Юлия Демиденко. Модные женские и мужские прически. Парикмахерское искусство эпохи модерна // Теория моды. Одежда. Тело. Культура №4 за 2007 год.
  4. ↑ Frederick James Crowest. Musicians’ Wit, Humour, & Anecdote. Walter Scott, 1902.
  5. ↑ Л.Троцкий «Моя жизнь. Опыт автобиографии» М., «Панорама», 1991, стр. 36. ISBN 5-85220-067-0

Малышка отказалась от расчёски. И её причёска весьма необычна

Мать разрешила трёхлетней дочке не пользоваться расчёской. И за причёску малышки её обвиняют во всех грехах

Мать троих детей разрешила дочке не причёсываться, и семье пришлось защищаться от хейтеров в инстаграме. Впрочем, сама малышка в восторге от нового стиля, ведь теперь она похожа на маму и даже набрала больше десяти тысяч подписчиков — а ведь ей ещё нет и четырёх лет.

Кристин Миллер — 34-летняя блогерша, диджей и мать троих детей, живущая в Мауи (Гавайи, США). Два с половиной года назад женщина резко сменила свой стиль, а взамен получила уверенность в себе.

Дело в том, что у Кристин всегда были тонкие волосы, а она мечтала отказаться от средств для укладки и не переживать из-за объёма. Так она и пришла к идее заплести себе дреды. Сама женщина рассказала изданию Daily Mail об этом решении так:

Я всегда считала, что дреды — это красиво, а мои волосы были такие тонкие, плохо укладывались, были растрёпанными. В общем, дреды казались мне хорошей идеей.

Мать разрешила трёхлетней дочке не пользоваться расчёской. И за причёску малышки её обвиняют во всех грехах Мать разрешила трёхлетней дочке не пользоваться расчёской. И за причёску малышки её обвиняют во всех грехах

Кристин и её дочка Лоретта

Читайте на MedialeaksУ Билли Айлиш новая причёска, но звезда не стриглась. Это привет эпохе 80-х и крупная ошибка стилистов

Когда женщина променяла обычную стрижку на дреды, её маленькая дочка Лоретта пришла в восторг и начала завидовать маме. Малышка ненавидела, когда её причёсывали. Из-за того, что она с ранних лет гуляла по горам и училась кататься на сёрфе, её волосы постоянно запутывались в колтуны — и расчёсывать их было больно и травматично.

Мать разрешила трёхлетней дочке не пользоваться расчёской. И за причёску малышки её обвиняют во всех грехах Мать разрешила трёхлетней дочке не пользоваться расчёской. И за причёску малышки её обвиняют во всех грехах

Лоретта

Поэтому когда Лоретте было два, она упросила маму разрешить и ей ходить с дредами.

Меня не удивила заинтересованность Лоретты в дредах. Она ведь постоянно плакала, когда я предлагала причесать её. Отталкивала расчёску, рыдала, просила брата держать её за руку.

В итоге мать решила пойти у дочери на поводу и выбросила расчёску.

В свои два года она чётко объяснила, что хочет отказаться от причёсывания и принять свои дреды, которые и так начали у неё образовываться.

Сейчас девочке три года, и она вполне довольна своей причёской. Она целыми днями пропадает в горах и на пляже, всегда готова куда-то бежать. Дреды для неё — это удобство.

Мать разрешила трёхлетней дочке не пользоваться расчёской. И за причёску малышки её обвиняют во всех грехах Мать разрешила трёхлетней дочке не пользоваться расчёской. И за причёску малышки её обвиняют во всех грехах

Лоретта на пляже

Один или два раза в неделю мать моет волосы малышки специальным шампунем для дредов. Для того, чтобы показывать, что дети с дредами — это нормально, Кристин создала для Лоретты инстаграм-аккаунт dreadyloretty.

Я хотела нормализовать детей с дредами, показать, что это только часть её жизни и как она живёт.

Мать даже создала специальную книжку про свою дочку — «Лоретта с дредами: нет времени причёсываться». Маленькая героиня этой истории так любит приключения, что просто не успевает расчёсывать волосы.

Мать разрешила трёхлетней дочке не пользоваться расчёской. И за причёску малышки её обвиняют во всех грехах Мать разрешила трёхлетней дочке не пользоваться расчёской. И за причёску малышки её обвиняют во всех грехах

Мать и дочь

Сейчас за приключениями необычной девочки следят около 12 тысяч человек, и её популярность только растёт. Но Кристин вовсе не всегда этому рада. Ведь под детскими фотографиями появляется всё больше хейтерских комментариев.

Люди обвиняют меня в отсутствии заботы и даже насилии над собственным ребёнком и в культурной апроприации.

Дело в том, что многие люди убеждены, что дреды — это причёска только для темнокожих, так что Кристин и её дочь ведут себя как расистки.

Мать разрешила трёхлетней дочке не пользоваться расчёской. И за причёску малышки её обвиняют во всех грехах Мать разрешила трёхлетней дочке не пользоваться расчёской. И за причёску малышки её обвиняют во всех грехах

Так выглядят волосы Лоретты сейчас

Впрочем, женщина уверена в своей правоте. Ведь такая причёска — часть стиля Лоретты и её самовыражение, в котором она не хочет ей отказывать.

Каждый имеет право на мнение, всех мне не переубедить, но дело вообще не в них. Здесь речь о том, чего хочет Лоретта. Я ещё и позволила ей одеваться так, как она хочет. Дети должны формировать и раскрывать свою индивидуальность, когда им этого хочется.

Что ж, аргументы Кристин явно примут не все защитники меньшинств. А вот Роберт Дауни-младший однажды засветился даже не с дредами — он вообще покрасил лицо в тёмный цвет. Блэкфейс? Возможно, но актёр смог объяснить, почему это нормально.

Ну а одна девушка на собственном примере убедилась, что детскую внешность не стоит оскорблять и критиковать. Ведь над ней смеялись из-за формы носа, а кончилось всё настоящей катастрофой.

Высокие прически галантного века, что они скрывали

Нам сообщают, что вшей и мышей.

Но как в случае с мифической блохоловкой, не будем верить на слово, а попробуем разобраться.

Из интернета
Волосы дам кишели насекомыми (вшами и блохами) и пахли прогорклой помадой (в среднем ее на прическу уходило до 1 кг!). Иногда там даже заводились мыши, привлеченные запахом пшеничной или рисовой муки, из которой готовили пудру

Некоторые модницы вообще спали сидя в креслах. Для защиты от грызунов изобрели специальный проволочный чепец («кибитку»), который надевали даме на голову во время сна или на ночь даже надевали специальный воротник с наживкой внутри, чтобы мыши не поели прическу!

И даже сложно представить, что когда-то модницы  носили на головах настоящие прически-дома, в которых заводились мыши, спали сидя, чтобы не повредить красоту, а также держали при себе флакончик с духами, чтобы бороться с молью и вшами — жителями помпезных шедевров из волос.
На эти и многие другие жертвы вынуждены были идти все уважающие себя модницы второй половины 18 столетия. А все благодаря французским гурманам-парикмахерам при дворе короля-повесы Людовика XV.
На изготовление модной прически-дома, которая называлась «куафюр», уходило по несколько часов. А делали ее следующим образом. Волосы расчесывали, на макушку ставили легкий каркас, на который поднимали и крепили волосы, далее их завивали, пудрили и, наконец, приступали к украшению. Для этого использовали все содержимое шкатулок,  шкафов, кухонных полок и гостиных.


http://www.spletnik.ru/blogs/krasota/11505_pricheski_18_veka

http://lady.tochka.net/2837-pricheski-doma-s-myshami-i-vshami/

Вот такие гадости пишут про модных дам 18го века.
Вшивые, с мышами в прическах, вонючие и вообще бе-бе-бе

А между тем…

Давайте пойдем простым логическим путем.

Начнем с того, что рассмотрим, какие именно носили прически дамы галантного века.
Я разделила их для себя на три вида: 1. Начесы из своих волос, официальное название «Пуф» 2. Вавилоны из своих и накладных и 3. Парики.

Вот пример начеса

Вавилона

Парика

Начес делался так: внутрь закреплялась мягкая основа, вокруг поднимались пудреные волосы.


Вавилоны требовали уже большего количества волос, поэтому вовсю использовались разные накладные локоны и букли.

Парики использовались для вот таких монументальных причесок, тк совершенно ясно, что у любой, даже самой густоволосой женщины такого количества волос быть не может.

И сейчас я неожиданно, предлагаю нам перенестись из галантного века в шестидесятые прошлого.

И что мы видим там?

Начесы!

Вавилоны!

Парики!

Ну разве не один в один со стилем заведенным Марией Антуанеттой?

Еще примеры начесов

Вавилонов


И париков

Как перекликается старое с очень старым!

Теперь зададимся вопросом, модницы 60х тоже ходили вшивые, с мышами в прическах? Нет, про такое непотребство никто не пишет.

Нам рассказывают, что в 18 веке подобные прически сооружались по 10 часов и более. Сдается мне, что это были сказки для мужей.

Вот видео, где женщина сооружает себе прическу сама, безо всякого парикмахера. Она очень много говорит, если бы она делала это молча, то уложилась бы в 10 минут.

Вот еще одна, только из своих волос.

Вот из своих и накладных.

Тут парик.

С париками все ясно, спать в нем незачем, во первых он дорого стоит, чтобы мять его в кровати, во вторых — сняла, на подставку водрузила и никаких хлопот.

Думаете Валентина Петренко спит в своем парике?

Или Пугачева

Между прочим, мода на высокие прически оказалась очень живуча именно у советских женщин. Вспоминаю свою первую учительницу Зою Григорьевну, она носила на голове внушительную такую халу, как я сейчас понимаю из накладных волос.

А как быть с начесами и вавилонами? А так же как в 60 годы, делалась такая прическа, носилась, каждый день расчесывалась и заново собиралась лакировалась-пудрилась.

А в торжественных случаях, когда к мастеру накануне не попасть, делали прическу заранее, и спали аккуратно в косынке, потом расправляли помятое. Но не месяцами, а пару-тройку дней.

Не будем забывать еще такой аспект, как скоротечность моды. Скажите, как посмотрят на гламурную диву в наши времена, если она на три раута подряд придет с одной и той же прической?

Читаем в умной книжке:

«Придумать какую-нибудь новую комбинацию в сфере моды было горячей мечтой многих светских дам, а высшим триумфом для такой дамы было видеть, как придуманная ею новая комбинация нашла такое сочувствие, что входила в моду на несколько недель или по крайней мере дней — дольше не длилась ни одна мода. Мария-Антуанетта каждую неделю совещалась со своим придворным парикмахером, знаменитым Леонаром, «великим Леонаром, тратившим на одну прическу около 19 метров газа и принципиально не пользовавшимся кружевами». И каждую неделю она заставляла его придумывать новые комбинации, которые затем вводила в моду.»

Отрывок из книги

История нравов

Эдуард Фукс

Мода весьма скоротечна, как была тогда, так и сейчас. Хранить прическу месяцами? Чтобы тебя выставили посмешищем?

Теперь, эти треклятые подставки под голову на которых якобы спали. Я искала их как голодный ищет хлеб. Нашла только египетские и японские.

Египтяне как известно брили голову наголо, волосы отдавались в дар богам, а роскошные шевелюры были не более чем париками.

Так что подставки эти скорей для бальзамирования какого нибудь, чтобы ровно голова лежала.


Вместо подставок для сна мне попадались подставки под парики. И именно под женские, ведь не станет же кавалер галантного века водружать свой парик-аллонж на такую подставку?

У них свои подставки были, мужские.


Мужчинам почему-то никаких вшей и мышей не приписывают, как и нет вопросов, что они поголовно носили парики.

Это напоминает историю со средневековым женским нижнем бельём.

До 2008 считалось, что его не было, потом, благодаря одной находке, оказалось, что было.

Женщины носили парики как и мужчины, про Марию Антуанетту, которая и завела моду на высоченные прически не скрываясь пишут, что ей несколько раз состригали волосы.

Таким образом что мы имеем, а имеем мы очередную байку о якобы вшивых дамах. Забавный момент, если в Америке-Европе в 60х годах высокие прически назывались «Бабетта», «Улей», «Кокон», то в Советском Союзе их обозвали «Вшивый домик». Видно, осуждалась мода копируемая из загнивающего зарубежья советскими комсомолками и коммунистками.

Потом, на дамах того времени помимо прически было еще много чего надето.

«Графиня стала раздеваться перед зеркалом. Откололи с неё чепец, украшенный розами; сняли напудренный парик с её седой и плотно остриженной головы. Булавки дождём сыпались около неё. Желтое платье, шитое серебром, упало к её распухшим ногам. Германн был свидетелем отвратительных таинств её туалета; наконец, графиня осталась в спальной кофте и ночном чепце: в этом наряде, более свойственном её старости, она казалась менее ужасна и безобразна.»

Отрывок из книги

Пиковая Дама

Александр Сергеевич Пушкин

Ну, про всякие корсеты-кринолины это отдельная тема.

Но и с прическами галантного века и их воплощением в 60х я не заканчиваю, просто в один пост все не помещается.

Продолжение следует

Прически 18 века | Блогер Kozetka на сайте SPLETNIK.RU 2 марта 2010

Хочу рассказать о довольно неприятных подробностях, сопутствующих созданию и ношению причесок эпохи рококо. Известно, что знаменитые парикмахеры 18 века уравнивались с художниками. Они никогда дважды не повторяли свои творения и за год создавали несколько сот новых композиций и комбинаций. Несколько куаферов во главе со знаменитым Леонаром Боляром, сооружая на голове французской королевы Марии-Антуанетты знаменитую впоследствии прическу «а-ля фрегат «Бель Пуль» высотой 70 см, трудились, стоя на лестницах, около 10 часов! Прически могли изображать эпизоды охоты, натюрморты, пейзажи, ветряные мельницы, крепости, мосты, парусные корабли, сады, корзинки с фруктами, рога изобилия, сцены из модных пьес, казни и даже моменты интимной близости. Торжественный спуск на воду королевского фрегата «Адмирал» привел к появлению прически «адмиральская» с корабликом под парусами на макушке. А промчавшаяся в 1773 году по париижскому небу комета породила прическу «комета» с длинным хвостом из хлопчатобумажного газа. Когда в моду вошли живые цветы, в прически стали прятать флаконы с водой, чтобы цветы дольшe не вяли. Они, конечно охранялись долго, но ходить и сидеть с такими сосудами на голове следовало осторожно. Затем овощи и фрукты оттеснили на задний план цветы: пришла мода на артишоки, кочаны капусты, морковь, редис и т. п. Их сменили птичьи гнезда с яйцами и клетки с птицами. В прическу вставлялось множество драгоценностей. Случалось, что головка знатной дамы была так усеяна золотом и драгоценными камнями, что ее вес превышал вес всего тела. Потом пришла мода на перья в волосах, ради которой были уничтожены тыcячи лебедей, павлинов, цапель, страусов и других редких птиц. Большим подспорьем в сооружении всех этих чудес были шиньоны, подушки-подкладки, лаки, помады, сало и бараний жир, удерживавшие пудру, шпильки различной длины. Порой их число достигало нескольких сотен. Пудру употребляли всевозможных цветов: серебряную, белую, палевую и розовую. Дама надевала льняной пеньюар «пудер-мантель», чтобы не испортить платье и грим, и держала длинную маску с пластинками слюды против глаз, парикмахер обильно пудрил ее. Парикмахеров той поры нередко называли «мерлан», что означало рыба, обваленная в муке. Также существовали специальные шкафы-комнатки, где сверху сыпалась пудра. Поскольку столь сложные архитектурные сооружения на голове требовали многих часов упорной и очень дорогой работы куафера, то, естественно, женщины причесывались не ежедневно. Даже аристократки делали это раз в 1-2 недели. Мещанки же причесывались и того реже — раз в месяц, а прически сохраняли как можно дольше нетронутыми. Волосы дам кишели насекомыми (вшами и блохами) и пахли прогорклой помадой (в среднем ее на прическу уходило до 1 кг!). Иногда там даже заводились мыши, привлеченные запахом пшеничной или рисовой муки, из которой готовили пудр Чтобы отбить дурной запах, волосы сильно душили всевозможными благовониями, так что от дамы пахло за 50 шагов. Модницы постоянно носили с собой флакончики с резкими духами. Существовала специальная костяная или металлическая спица — трость (grattoirs), с помощью которой можно было, просунув ее сквозь валики, подкладки и прочие «примочки» и «прибамбасы», почесать голову, потому что зуд был постоянно, не портя прически. Эти палочки для чесания обычно имели наконечник в форме человеческой кисти. Во время сна пользовались специальными, обтянутыми шелком деревянными подставками-подголовниками, которые давали возможность держать прическу на весу. Некоторые модницы вообще спали сидя в креслах. Для защиты от грызунов изобрели специальный проволочный чепец («кибитку»), который надевали даме на голову во время сна или на ночь даже надевали специальный воротник с наживкой внутри, чтобы мыши не поели прическу! Чудовищных размеров прически выполняли функцию противовеса огромному шлейфу, тянувшемуся за платьем дамы. Кроме того, туфли с высокими каблуками и огромная ширина юбки в бедрах, также требовали уравновешивания. Поскольку при подобных прическах удержать равновесие было сложно, то появилась мода на тонкие трости с жесткой кисточкой-чесалкой для головы — необходимый атрибут прогулок по саду или парку. От огромного веса сооружений и постоянного натяжения волос у модниц ужасно болела голова, но памятуя о том, что «красота требует жертв», чего только не выдерживали женщины той эпохи! Однажды королева Франции Мария-Антуанетта согласилась ехать в карете, стоя на коленях, чтобы не повредить прическу — шедевр парикмахерского искусства и труд нескольких знаменитых куаферов. Можно себе представить, как непросто было носить такую прическу, сохраняя при этом непринужденную улыбку и гордую посадку головы. Неудобство высоких причесок, мешавших женщинам сидеть в карете, в конце концов, было учтено Боляром, Он придумал легкий стальной механизм (его вставляли в парик), с помощью которого можно было сделать прическу низкой, а затем, нажав на клапан, — снова высокой. Эта «куафюра» — сложная парадная дамская прическа — составляла одно целое с головным убором, если таковой имелся. В 1770 году произошел трагический случай. От искр фейерверка, устроенного во время свадьбы будущего короля Людовика XVI, вспыхнули как порох огромные прически у множества дам. Погибло более 500 человек (в основном женщины), и вместе с ними и знаменитый Легро — куафер, славившийся особой изощренностью причесок. Мужчины тоже мучались. Облысев с возрастом, Людовик XIV издал указ об обязательном ношении париков. Тогда существовало до сорока пяти различных их видов. В день парик меняли минимум трижды: утром носили черный, днем — каштановый, вечером — светлый. Светлые волосы были самыми редкими и самыми ценными, поэтому парики посыпали белой пудрой или мукой. Часто на парики шли волосы казненных людей. При дворе Людовика XIV впервые появился парик аллонж — мужской парик из длинных, завитых в локоны, ниспадающих на плечи волос. До сих пор такой парик носят английские судьи и мэр Лондона. http://s12.radikal.ru/i185/1003/39/620fe0e2c770.jpg А теперь, как делались подобные прически.

Добавить комментарий