Школьная форма в ENS, стандарт элитных учебных заведений English Nursery & Primary School
Почему мы носим форму
Школьная форма – это, безусловно, лицо школы – лицо с выражением собственного достоинства. Этот внешний атрибут облика школы не менее важен, чем остальные: девиз и герб, архитектура, интерьер и дизайн здания и классов. Форма в школе – это узнаваемый деловой стиль, опрятность, подтянутость и элегантность. Форма – это часть общих для всех правил, внутреннего устава учебного заведения. Единая форма со школьной эмблемой стилистически объединяет в единое целое всю учебную среду, воспитанников и педагогов.
Единый стандарт в одежде является одним из важнейших внешних отличительных признаков элитных учебных заведений и у нас, в России, и за рубежом. А если принять во внимание, что начальная школа ENS в значительной мере опирается на британские образовательные традиции, призванные воспитывать маленьких леди и джентльменов, то важность единого стиля в одежде становится очевидной. Великобритания – самая большая европейская страна, где обязательная школьная форма существует с ХVI века и до сих пор актуальна и популярна, как нигде в мире. К примеру, ученики школы при Госпитале Христа носят традиционную тюдоровскую униформу, дизайн которой не менялся в течение 450 лет (!). И школьников, как показали опросы, экзотичная, на первый взгляд, форма, нисколько не смущает: они гордятся тем, что соблюдают вековые традиции, поддерживая тем самым связь времен.
Внешность чаще, чем нам кажется, определяет внутренний настрой. Всякая одежда должна быть к месту и ко времени. Школа – это то место, где ничто не должно отвлекать ребят от учебы. И в этом смысле школьная форма предельно функциональна, привнося в процесс учебы здравый смысл, организующее и дисциплинирующее начало. У одинаково одетых воспитанников не будет повода устраивать негласные «модные соревнования» или обсуждать обновки.
Школьная форма – это важнейший элемент коммуникации школы, взаимодействия школьного братства, знак единства и равенства учеников в одном дружном сообществе. Она способствует развитию чувства ученической солидарности и гордости за свое учебное заведение, выделяет воспитанников альма-матер из тысяч других сверстников.
Не случайно в Великобритании форму носят даже дошкольники – дети самого младшего возраста. Для них, как и для учеников младших классов, она особенно привлекательна, поскольку малыши воспринимают форму как привилегию, знак нового ученического статуса и явное доказательство того, что они, наконец-то, хоть немного стали похожи на взрослых (у меня полосатый галстук, как у папы на работе!). Не исключено, что ваш малыш ждет не дождется, когда наденет новую форму!
Единая форма освобождает родителей от необходимости самим продумывать варианты одежды для учебы, которая по умолчанию все же не может быть произвольной и должна отвечать требованиям элегантности, строгости, удобства, практичности и сезонности. ENS берет эту обязанность на себя. Мы учитываем, что малышам придётся ежедневно носить форму, проводя в ней по 5-6 часов, и, следовательно, ей следует быть, в первую очередь, безопасной для здоровья и комфортной. А тот факт, что форма – это не повседневная одежда, возможно, научит детей бережнее относиться к ней и к остальным своим вещам в целом.
Противники школьной формы небезосновательно опасаются, что однообразие внешнего вида учеников может помешать им выражать свою индивидуальность. Не исключено, что такое случается, когда у ребят нет других средств и условий для самовыражения. Но у воспитанников ENS, где вся программа обучения нацелена на раскрытие потенциала каждого из них, есть множество более сущностных, чем наряд, способов проявить себя. В театре ENS или хореографической студии нашим ученикам не единожды представится случай переодеваться, перевоплощаться, искать и находить свой стиль и даже самим становиться модельерами-дизайнерами.
Снимая вопрос социальных, расовых, национальных и культурных различий, а также вкусовых предпочтений, форма помогает детям расслабиться, чувствовать себя увереннее и сосредотачиваться на главном, ради чего школа и существует – на учебе, общении, спорте, развитии и творчестве.
Пусть внешний вид учеников работает не на их разделение, а на объединение!
По форме встречают. Школьная форма разных стран мира | Материнство
Школьная форма – хорошо ли это? Помогает ли она сплочению класса и поддержанию дисциплины или убивает индивидуальность и возможность самовыражения? Многое зависит от традиций образования, принятого в той или иной стране или в разных школах.
Очевидно, что форма сама по себе не сделает ученика любознательнее, прилежнее или умнее. И бессмысленно ссылаться на опыт английских учебных заведений с пятивековой историей в качестве аргумента «за» форму. Даже если все дети наденут мантии и остроконечные шляпы волшебников, их школа не превратится в Хогвартс. Тем не менее, то, как выглядят школьники в той или иной стране, многое говорит о культуре и менталитете ее народа.
Christ’s Hospital School. Фото с сайта studentinfo.net
Великобритания
Само понятие «школьная форма» появилось именно в Великобритании. Еще в 1553 году недалеко от Лондона королевским указом была основана Christ’s Hospital School – учебное заведение для мальчиков из бедных семей, которую по сей день называют «школой синих пальто». Правда, теперь это привилегированное учебное заведение для детей обоих полов. Форма – всё та же: длиннополые фраки, белые «судейские» галстуки, короткие штаны-кюлоты и желтые чулки. Как ни странно, дети гордятся своими средневековыми одеяниями и не пытаются совершить революцию, чтобы одеваться адекватно эпохе.
Вообще, в Великобритании очень мало школ, в которых нет обязательной формы. Государственные школы имеют свои «геральдические цвета», которые необходимо соблюдать ученикам. Нередко вплоть до старшей школы мальчики до поздней осени носят шорты и гольфы. В частных заведениях форму нужно покупать в магазине при школе, причем не только костюм в зимнем и летнем варианте, но и «физру», носки, галстуки, зачастую обувь и даже заколки для волос.
Школьная форма на Кубе. Фото с сайта https://arnaldobal.wordpress.com/2011/03/24/cuba-es-la-poesia/
Куба
Сарафанчики и шорты насыщенного вишневого цвета кубинские школьники получают бесплатно – равно как и учебники, и письменные принадлежности. Наряд старшеклассников выдержан в табачной цветовой гамме. Ближе к выпускному кубинцы снова переодеваются, на этот раз в голубые рубашки и синие брюки и юбки. Все дети являются членами молодежного подразделения компартии, так что форма дополняется красными или синими косынками – на манер пионерских галстуков.
Школьная форма в Индии. Автор фото Alex Cheban
Индия
В некоторых школах форма для девочек представляет собой сари или шальвар камиз определенного цвета. Но чаще это европейский костюм для всех – наследие времен британского владычества. Увы, то, что хорошо для прохладного климата «Туманного Альбиона», изрядно отравляет жизнь детям, чьи школы находятся на экваторе. Мальчики-сикхи ходят в школу в тюрбанах. В государственных школах дети из малообеспеченных семей получают форму, учебники и канцтовары бесплатно, но, наверное, каждый родитель мечтает отправить ребенка в школу покруче, хотя по индийским меркам это довольно дорогое удовольствие.
Японские школьники. Фото с сайта http://vobche.livejournal.com/70900.html
Япония
Самый знаменитый вариант японской школьной формы для девочек – «сейлор фуку», матроска с множеством вариаций. Над разработкой моделей трудятся лучшие дизайнеры – ведь эффектная форма является одним из факторов привлечения в школу новых учеников, что крайне важно в стремительно стареющей стране с отрицательным приростом населения. В последнее время тренд сменился – матроски теряют актуальность, японский школьный стиль дрейфует в сторону английского.
Интересная история произошла с мужским традиционным пиджаком с воротником-стойкой – гакуран, напоминающим старинный китель военных моряков. Слово «гакуран» состоит из двух иероглифов, которые обозначают «ученик» и «Запад», пиджаки такого фасона носили школьники и студенты в Японии, Корее и Китае почти 100 лет (в Китае поменьше, конечно). Но гакуран полюбился также членам многочисленных бандитских объединений. К тому же те же иероглифы могут быть расшифрованы как «школьный разбой». В 70-х годах XX века психологи решили, что гакуран обладает некой «темной аурой» и является одной из причин школьного насилия, которое стало острой социальной проблемой. Но и по сей день многие японские школьники носят гакураны, для них это не столько дань традиции, сколько протест и вызов общественному мнению.
Школьная форма в Корее. Фото с сайта http://istory.kz/8315/8315
Северная Корея
Китайские школьники. Фото с сайта http://rusrep.ru/article/2013/12/17/
Китай
После окончания Культурной революции и до середины 90-х годов XX века в стране царило разнообразие цветов и фасонов – каждая школа сама решала, как будут выглядеть ее ученики. Однако в 1993 году вышли новые государственные стандарты для школьной формы, отныне она должна была обеспечивать свободу движения, быть практичной и дешевой. И оказалось, что проще всего переодеть детей в спортивные костюмы – и мальчиков, и девочек. Лишь престижные частные школы настояли на следовании британскому либо японскому стилю.
Поскольку отопление в учебных заведениях есть только на самом севере страны, в холодное время года дети натягивают форму поверх теплой одежды, зато когда солнце начинает прогревать, штаны и олимпийки оказываются на размер-другой больше. На сегодняшний день большинство китайских школ сделали выбор в пользу «мешка с мукой». Надо сказать, этот «модный тренд» не нравился ни ученикам, ни их родителям. Под воздействием общественного мнения, а также после нескольких скандалов, когда в дешевой ткани обнаруживались канцерогены, китайское правительство вернулось к рассмотрению вопроса о школьной форме и снова изменило стандарты в сторону облегчения. Так что в скором времени китайские дети снова будут выглядеть не как малолетние гопники.
Школьная форма в Австралии. Фото с сайта https://www.flickr.com/photos/pbouchard/5168061145
Австралия
Младшие классы обычно одеты в стандартные рубашки-поло и шорты, причем и девочки, и мальчики – это удобно для активных игр. Частные школы следуют британской традиции и наряжают детей в деловом стиле. Однако в целом австралийская школьная одежда лишена элегантности и намеков на сексуальность. Считается, что несколько мешковатые платья и тяжелые ботинки на шнурках призваны отпугивать педофилов.
Школьная форма в Ирландии. Фото с сайта https://kristina-stark.livejournal.com/40071.html
Ирландия
Во многих школах приняты клетчатые юбки и галстуки, которые навевают ассоциации с кельтскими кланами. Вместо строгих пиджаков, как правило, ученики носят трикотажные джемперы и кардиганы. Примечательно, что ирландские дети, как, впрочем, и английские, даже при минусовой температуре ходят в форменных гольфах.
Германия
Возможно, немцев останавливают воспоминания о временах Третьего Рейха, когда практически все дети приходили на уроки в форме гитлерюгенда, но в Германии в государственных школах формы нет, хотя многие годы ведутся дебаты по этому поводу, а кое-где явочным порядком ее вводят. Кстати, большими противниками унификации одежды школяров стали выходцы из СССР, переселившиеся в немецкие земли. Зато отдельные школьные советы могут принимать решения о фирменных школьных цветах с пожеланием, чтобы хоть что-то в повседневном наряде учеников соответствовало брендбуку.
Школьная форма в Малайзии. Фото с сайта https://ru.insider.pro/lifestyle/2016-12-12/vsyo-chego-vy-ne-znali-o-malajzii/
Малайзия
В мусульманских странах школьная форма для девочек представляет собой хиджаб разной степени строгости. Однако жители Малайзии – не фундаменталисты, к тому же страна весьма интернациональна, многоязычна и старается придерживаться прозападного курса. Мусульманки носят удлиненные туники, для учениц из светских семей есть вариант покороче. Школьная форма в стране была унифицирована в 1970 году – и в частных, и в государственных школах она обязательна и одинакова, в бело-голубых тонах. Министерство просвещения страны официально запретило школьницам красить волосы и использовать косметику. Также под запретом бижутерия и ювелирные украшения, а кое-где и чрезмерно нарядные заколки.
Школьная форма в Египте. Фото с сайта http://trip-point.ru/
Египет
После известных революционных событий к власти в Египте пришли исламские фундаменталисты. Тогда же был принят закон, разрешающий девочкам приходить на уроки и экзамены в одеянии, оставляющем открытым только глаза. Однако в интернациональных школах, которые работают, как правило, в курортных городах, где предпочитают селиться иностранцы, все по-прежнему практично и демократично. Школьницы в платках в Хургаде и Шарм-аль-Шейхе, конечно, встречаются, но они в меньшинстве.
Школьная форма в Туркменистане. Фото с сайта https://galeri.uludagsozluk.com/r/t%C3%BCrkmenistan-k%C4%B1zlar%C4%B1-1090224/
Туркмения
Девочки одеты в длинные платья ярко-зеленого цвета с национальной вышивкой и тюбетейки. Прическа – две косы, причем если не повезло с собственными волосами, то можно прикупить накладные. Более того – форменные платья носят также студентки колледжей (синие) и вузов (красные). Мальчики приходят в классы в более классическом стиле, но также в тюбетейках.
Дата публикации 19.09.2017
Автор статьи: Екатерина Смирнова
РОЛЬ ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
РОЛЬ ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Пиняжина К.П. 1Трусов И.Р. 11МАОУ «СОШ №48»
Цирихова е.в. 11МАОУ «СОШ №48»
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
У всех девочек и мальчиков класса во времена СССР, была школьная форма и никто не сомневался в её необходимости. Практически все родители предпочитают купить форму детям в 1 класс, хотя по поводу ношения школьной формы вызывает много споров и мнений. Школьная форма СССР, становиться все более популярной и среди выпускниц, все чаще юные девушки одевают, традиционную форму на последний звонок в школе.
В наши дни традиция ношения школьной формы возрождается, единая школьная форма для учащихся снова становится актуальной. Известные дома мод разрабатывают и шьют школьные формы элитным гимназиям и школам. На сегодняшний день такая форма вновь становится показателем престижа и избранности. Во многих учебных заведениях предусматривает соблюдение дресс-кода, что является на сегодняшний день негласным школьным кодексом.
В одних школах форму покупают централизованно и делают на них нашивки с эмблемой школы, в других просят приобрести форму в определенной цветовой гамме. Школьная форма, одним родителям нравится, другим нет. Но все они хотят, чтобы их дети были собранными и внимательными, ответственными и самостоятельными, хорошо учились. И по утрам они не стояли перед шкафом в размышлении: а что бы такое сегодня надеть? Именно поэтому школьная форма – это в первую очередь атрибут дисциплины и порядка. И, конечно же, эстетичный и аккуратный вид, комфортная и удобная. Хорошие традиции возвращаются в наше общество.
Тема нашей работы – «Роль школьной формы в современной школе».
Цель: исследование достоинств и недостатков школьной формы.
Задачи исследования:
— изучить литературу, связанную с вопросами школьной формы;
— провести эксперимент, наблюдения;
— подготовить рекомендации для родителей учащихся.
Гипотеза: Если школьная форма одежды напрямую влияет на учебный процесс, дисциплинирует учеников и позволяет им сосредоточится на обучении, а не на обсуждении того, кто в чём пришел. Это будет способствовать позитивному настрою, активизируется желание учиться и позволит родителям сэкономить деньги на одежду своим детям в столь не простое социально-экономическое время для нашей страны.
Объект исследования: школьная форма.
Предмет исследования: достоинства и недостатки школьной формы.
Сформулированные задачи решаются с помощью методов: изучение
литературы, анкетирование, анализом и обобщением, расчёт.
Актуальность. Одежда является важным фактором, определяющим степень сосредоточенности школьника на занятиях. В общеобразовательных школах довольно долгое время была позволена свободная форма одежды, и министерство образования со временем смогло сделать выводы: успеваемость снижается, особенно в старших классах. Современные модели формы позволяют снять на время учебного процесса вопросы обсуждения гардероба, школьники не отвлекаются, а учатся!
История школьной формы.
Годом «рождения» школьной формы в России считается 1834 год. В этом году был принят закон, утвердивший отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры. В царской России эти учреждения были государственными. Все государственные служащие в те времена должны были носить форменную одежду, соответствующую их чину и званию. В государственных учебных заведениях (гимназиях) все педагоги носили форменные сюртуки. Было естественным введение и для учащихся форменных костюмов.
Учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников и поэтому форма гимназистов была сословным признаком, форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Форма была предметом гордости. Во всех учебных заведениях форма была военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами. Все гимназисты носили ранец.
Школьная форма для девочек была введена в 1896 году. В то время у девочек было три вида одежды:
— обязательная форма, состояла из шерстяного платья и фартука черного цвета;
— парадная форма состояла из этого же платья, белого фартука и нарядного
кружевного воротничка;
-отдельное платье любой модели и покроя, если средства родителей позволяли
такую роскошь.
У каждого учебного заведения цветовая гамма была разной. У младших гимназисток он был темно-синим, для 12–14-летних – цвет морской волны, у выпускниц – коричневый.
В 1918 году был издан декрет, отменявший ношение школьной формы. Причина была в том, что многие родители не могли позволить купить специальную одежду для детей. Поэтому ребята ходили в школу в свободной одежде. Ношение школьной формы становится обязательной после Великой Отечественной войны.
Девочки обязаны, были носить коричневые шерстяные платья с черным
передником, в обычные дни полагалось носить чёрные или коричневые банты, с белым передником и белые гольфы или колготки. Мальчики носили военные
гимнастерки с воротничком стоечкой. Послевоенное время атрибутом у учащихся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев и октябрят – значок на груди.
В 1962 году школьная форма претерпевает ряд перемен. Появились вместо гимнастёрок серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах, фуражка с кокардой и ремень с бляхой. А форма девочек не изменилась.
В 1975 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: брюки и куртки из полушерстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки с погонами на плечах и нагрудными карманами. Куртка застегивалась на алюминиевые пуговицы. На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем – символ просвещения.
В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен. У мальчиков-старшеклассников брюки и куртка заменялись на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве.
С 1984 года для девочек введен костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки- трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки.
Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. У мальчиков брюки и куртка заменили брючным костюмом.
В 1988 году некоторым школам разрешили в порядке эксперимента отказаться от обязательного ношения школьной формы.
К концу 1980-х годов школьная форма в ряде регионов СССР попала в разряд дефицита. Школьная форма была очень дешевая, материал её был весьма качественным и прочным. С ухудшением материального положения её стали покупать взрослые в качестве повседневной рабочей одежды. С 1992 году
отменили обязательное ношение школьной формы в школах Российской Федерации.
Эффективность введения школьной формы
Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» гласит, что школа имеет право самостоятельно на основе своего устава определять права и обязанности ученика, если это не противоречит другим законам. Порядок введения школьной формы никакими нормативными документами не регламентирован и относится к компетенции образовательного учреждения, но в обязательном порядке должен быть зафиксирован в уставе или другом локальном акте, регламентирующем деятельность школы.
Президент Владимир Путин предложил регионам подумать о введении
единой формы в школах. Об этом президент сказал на встрече с представителями актива Общероссийского народного фронта.
По мнению Путина, этим вопросом можно заняться на муниципальном или региональном уровне. Не обязательно вводить единую форму на всю страну, однако в регионах вполне можно вводить такую форму одежды, полагает президент.
Нами проанкетировано 100 учащихся, родителей и учителей МАОУ «СОШ № 48» 07.11-24.11.2016г.
Цель анкетирования: выявить взгляды учащихся, родителей и учителей на школьную форму
Результаты анкетирования представлены в диаграмме 1. (образец анкеты – приложение 1):
85% не устраивает одежда, которую носят учащийся в школу;
73% хотят, чтобы в школах ввели школьную форму;
43% удобная, 35% современная, 22% модная;
46% считают, дисциплинирует учащихся школьная форма.
Диаграмма 1. Результаты анкетирования
Достоинства и недостатки школьной формы
Существуют различные точки зрения на то, нужно ли вводить школьную форму для современных учеников. Дебаты по этому поводу будут еще долго проводиться среди родителей, учителей, директоров школ и самих школьников.
Теперь давайте по порядку разберём все достоинства и недостатки школьной формы и начнём, пожалуй, с положительных характеристик (табл. 1).
Таблица 1. Достоинства и недостатки введения школьной формы
Достоинства |
Недостатки |
— приводит к сплочению коллектива, ученики могут ощутить себя единой общностью, которая преследует одни цели, в данном случае цель- учеба; |
— школьная форма лишает учеников своей индивидуальности и неповторимости; |
— школьная форма сводит к минимуму конкуренцию и стремление выглядеть лучше, чем другие, у школьников, это препятствует тому, что дети будут делиться на богатых и бедных; |
— ношение формы является обязательным, может рассматриваться как насилие над личностью ребенка; |
— одежда будет соответствовать санитарным и гигиеническим нормам; |
— форма может быть и не только бюджетной, но и дорогой для малообеспеченных семей; |
— не позволяет подросткам одеваться вызывающе; |
— не дает ребенку свободы самовыражения. |
— форма доступна всем семьям с любым достатком. |
Влияние ношения строгой одежды учащихся на успеваемость.
Исследования проводились среди учащихся 5-8 классов МАОУ «СОШ№ 48», где были взяты 2 класса (1- кадетский класс с веденной формой, 2- обычный класс без строгой формы) из каждой параллели.
Класс |
Количество учащихся |
Количество учащихся посещают школу в строгой одежде и успевающих на «4» и «5» |
Получали замечания за нарушение дисциплины, опоздания и др. за 09.2016-30.12.2016гг. |
Всего успевают на «4» и «5» |
5А |
21 |
5 |
14 |
6 |
5Б (к) |
26 |
10 |
4 |
10 |
6Б |
26 |
6 |
18 |
7 |
6В (к) |
24 |
14 |
2 |
14 |
7А |
23 |
2 |
11 |
7 |
7Б (к) |
28 |
14 |
1 |
14 |
8А (к) |
27 |
12 |
2 |
12 |
8Б |
29 |
0 |
21 |
4 |
Всего |
204 |
63 |
73 |
74 |
Школьная форма и здоровье учащихся.
Результаты анкетирования:
30% коричневая, 39 % зелёная, 26% синяя, 5% в клеточку.
40% взрослых не знают, как правильно подобрать школьную форму.
Школьная форма по санитарным нормам должна состоять по большей своей части из натуральных волокон. Процент натуральных составляющих в рубашках, блузах, должен равняться не менее 65%. В костюмах цифра ниже и равна 45%, но здесь в обязательно порядке должна быть натуральная подкладка.
По мнению специалистов лучше всего подходит для школьной формы хлопок и лён для осеннего и весеннего времени, а для зимы шерсть и кашемир.
Не нужно покупать одежду на вырост. Одежда больше будет просто висеть и создаст неопрятный вид. Чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал лучше купить в пору.
Важным фактором является цвет школьной формы для развития ребенка.
Цвета школьной формы лучше подбирать приглушенные, не яркие, особенно актуальны бежевый и зеленоватый. Все оттенки серого, сине–голубого, зеленого меньше всего влияют на зрение, не раздражают детей так считают офтальмологи.
Рисунки на одежде и клетка раздражает зрительные нервы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Форма несет в себе корпоративную культуру учебного заведения и является последствием его содержания. Изучив специальную литературу и проведя исследования мы пришли к выводам : Форма не должна быть скучной коричневой или серой тряпкой, которую никто не замечает, а специально продуманной, и в том числе учитывая пожелания самих учеников. Так как школьная форма одежды напрямую влияет на учебный процесс, дисциплинирует учеников и позволяет им сосредоточится на обучении, а не на обсуждении того, кто в чём пришел.
Просмотров работы: 1214
Является ли школьная форма обязательным условием посещения школы?
Многие родители, несмотря на то что школьная форма давно стала обязательным атрибутом учебной жизни, задаются вопросом: школьная форма — это обязательно? Нужно ли, готовя ребенка к школе, покупать форму или можно обойтись без нее?
У родителей и педагогов, учащихся выпускных классов есть множество аргументов «за» и «против». Многие считают, что обязательное ношение школьной формы ущемляет права и обязанности личности. Другие уверены, что школьная форма организует ученика, улучшает дисциплину в классе, повышает уровень внимания на занятиях.
Для чего была введена школьная форма?
(Письмо Минобразования России 28.03.2013 г. № ДГ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся»)
- Для обеспечения обучающихся удобной и эстетичной одеждой в повседневной школьной жизни.
- Устранения признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися.
- Предупреждения возникновения у обучающихся психологического дискомфорта перед сверстниками.
- Укрепление общего имиджа образовательной организации, формирования школьной идентичности.
Является ли школьная форма обязательной при посещении учебного заведения?
С момента как ФЗ «Об Образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (далее — Закон) дал образовательным организациям возможность устанавливать требования к одежде школьника (цвету, виду, размеру, фасону, знакам отличия и т. д.), вопросов относительно необходимости школьной формы стало еще больше.
С правовой точки зрения, если образовательная организация ввела школьную форму, то она является необходимым условием посещения школы. Обязанность учащегося — выполнять Устав образовательной организации и требования локальных актов, например, ношение школьной формы (ст. 43 Закона). Каждый родитель, который отдает ребенка в 1 класс, должен ознакомиться с Уставом образовательного учреждения под роспись. Если Устав содержит пункт о том, что в школе форма обязательна, то все обучающиеся, как участники образовательного процесса, обязаны выполнять требования школы — носить форму.
В ситуации, когда ученик пришел в школу без формы — он нарушил требования Устава образовательного учреждения. Данная ситуация не должна повлечь за собой такую меру как отстранение от учебы. Это связано с тем, что каждому гражданину гарантировано право на получение образования. Нарушения Устава образовательного учреждения могут привести к дисциплинарным взысканиям. Чаще всего в школьной практике с учеником или его родителями достаточно провести беседу, чтобы внешний вид ученика соответствовал требования школьного этикета.
Здесь стоит отметить, что школа должна принять локальный акт, с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей и представительного органа работников школы, учащихся. Введение требований к одежде должно приниматься решением всех участников образовательного процесса.
Кто определяет, какую форму должны носить дети?
Данный вопрос относится к компетенции образовательной организации, которая устанавливает виды одежды (спортивная, парадная, повседневная). Одежда обучающихся может иметь отличительные знаки школы, класса в виде эмблем, галстуков, значков. Школа может порекомендовать купить одежду определенного фасона или цветовой гаммы, но не имеет право требовать купить форму в конкретном магазине, указав определенного производителя.
Специальные требования к форме обучающихся предусмотрены для образовательных организаций, реализующих образовательные программы в области:
- обороны и безопасности государства;
- обеспечения законности и правопорядка;
- таможенного дела и т. д.
В данном случае правила ношения форменной одежды и знаков различия устанавливаются учредителем образовательной организации (ст. 38 Закона).
Могут ли школьников обеспечить формой бесплатно?
Обеспечение форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием) обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов — органами местного самоуправления (ст.38 Закона). Это означает, что некоторые категории школьников могут быть обеспечены формой за счет бюджетных средств, если это предусмотрено субъектом РФ.
Решение о введении требований к одежде обучающихся должно учитывать материальные затраты малообеспеченных семей (Письмо Минобразования России 28.03.2013 г. № ДГ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся»). Таким образом, если субъект РФ установил жесткие требования к форме, то в его обязанности будет входить обеспечение такой формой всех малоимущих граждан.
Порядок обращения за получением субсидии зависит от региона проживания семьи учащегося. В зависимости от территории за получением субсидии можно обратиться либо в МФЦ, районную администрацию, либо в школу.
Рекомендации, которые должна учитывать школа при введении школьной формы (Письмо Минобразования России 28.03.2013 г. № ДГ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся»).
- Одежда должна соответствовать гигиеническим требованиям к одежде для детей, подростков и взрослых (СанПиН 2.4/71 1.1.1286–03).
- Одежда должна соответствовать погоде, месту проведения учебных занятий, температурному режиму в помещении.
- Не рекомендуется ношение обуви, одежды с травмирующей фурнитурой, асоциальной символикой.
- Внешний вид должен соответствовать общепринятым нормам делового стиля и носить светский характер.
Безусловно, учащиеся, которые придерживаются определенных требований к внешнему виду, соблюдают правила школьной жизни. Плюсов от того, что школа вводит ношение школьной формы, гораздо больше, чем минусов. Детям необходимо ощущать свою принадлежность к определенной группе, коллективу. Это успешно достигается за счет введения школьной формы.
Топ-8 самых красивых школьных форм в мире
Колледж «Леонес», Испания
Частная школа в Леоне жила бы себе спокойно, если бы не прославилась благодаря… своей форме. Она попала в американский Vogue с одобрения главного редактора и одной из самых влиятельных женщин в мире моды — Анны Винтур.
Теперь учащиеся колледжа не ворчат на свою форму по утрам и не желают расставаться с ней даже по выходным.
Комментирует ситуацию директор школы.
Школа при Госпитале Христа, Великобритания
Старейшая школа в Англии — Christ’s Hospital School — похожа на Хогвартс, верна традициям, входит в список лучших школ Великобритании. Внешний вид формы в этом заведении не менялся последние 450 лет — ученики ходят так же, как их предшественники почти полвека назад. Хочется ли им что-то более современное? Судя по опросам, нет. Более того, дети гордятся своей формой и носят ее с удовольствием.
Есть в ней и правда что-то притягательное, возможно именно отсылка к старой Англии — оказавшись в этой школе, чувствуешь себя путешественником во времени.
Итонский колледж, Великобритания
Костюм-тройка с удлиненным пиджаком и брюками в полоску — визитная карточка Итонского колледжа. Он, на секундочку, находится под патронажем британского королевского дома, так что неудивительно, что принцы Гарри и Уильям в свое время учились в нем. «Как денди лондонский одет» — это явно про учеников Итона.
Севастопольские школы, Россия
В 2015 году четыре общеобразовательные школы в Севастополе заявили, что оденут первоклашек в школьную форму эпохи царской России. Этот проект они назвали «Наше», и в рамках него раздали двести комплектов одежды новоприбывшим ученикам. Эскизы одежды по архивным фотографиям нарисовала модельер Ирина Чебыкина.
Этим администрации школ хотели сказать, что не хотят прививать детям западную культуру (обычно школьная форма в России шьется на манер английской), а предлагают обратиться к своей истории.
Старшие школы, Вьетнам
Девочки в старших шклассах вьетнамских школ носят традиционное белое платье, которое надевают поверх штанов — Аозай. Классическое представление об этом наряде в современных школах немного меняется — к нему добавляют высокий воротник, разную длину рукава и даже вырез. Средняя стоимость аозай во Вьетнаме — около 40$.
Школа Ля Рози, Швейцария
Le Rosey — самая знаменитая и престижная швейцарская школа. Четыреста учеников от 8 до 18 лет (поровну девочек и мальчиков) живут на территории кампуса, учатся сразу на двух языках — французском и английском, тренируются верховой езде, играют в гольф, теннис, занимаются зимними видами спорта, а также уделяют время творчеству, которое им по душе (музыкальная школа, танц-классы, арт-студия и прочее в наличии).
Для такой элитной школы и форму выбрали благородную — белую с яркими аксессуарами. У мальчиков галстуки, а девочкам положено носить шейные платки — выглядит очень элегантно.
Начальные школы, Италия
В Италии школьная форма есть только в младших классах, а называется она grembiule и выглядит, как халатик с длинным рукавом и чуть выше колена. Фасон у мальчиков и девочек одинаковый, разница может быть лишь в мультяшных аппликациях и цвете — синий или розовый.
Стоит такая форма около 15 евро, поэтому позволить ее себе может любая семья.
Школа Агустин Феррейра в Менасе, Уругвай
Может показаться, что кумир этих детей — Карандаш из журнала «Веселые картинки», но нет, у них просто такая школьная форма. Никаких пиджаков и юбок — только белые туники поверх штанов и большие атласные банты.
Казалось бы, белая форма — ужас родителей, но русскоговорящие мамы из Уругвая рассказывают, что пачкается форма редко, так как страна эта в целом чистая и ухоженная.