Школьная форма | МБОУ «Краснопресненская средняя общеобразовательная школа», Ковылкинский район
Положение о школьной форме и внешнем виде учащихсямуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Краснопресненская средняя общеобразовательная школа»
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п.18 части 3 ст. 28), Постановлением № 193 от 27 мая 2013 г. Правительства Республики Мордовия «Об утверждении основных требований к одежде обучающихся по основным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования в Республике Мордовия», Уставом МБОУ «Краснопресненская СОШ».
1.2. С 01 сентября 2013 года в школе вводится в действие единый перечень требований к школьной форме учащихся, закрепленный в данном Положении.
1.3. Школьная форма — стиль одежды обучающегося.
1.4. Школьная форма вводится в целях:
• формирования навыков культуры одежды у обучающихся;
• укрепления сплоченности и дисциплины обучающихся;
• соблюдения правил личной и общественной гигиены обучающимися;
• устранения признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися.
1.5. Школьная форма приобретается родителями (законными представителями) самостоятельно в специализированных магазинах, либо шьется в соответствии с предложенным описанием.
1.6. Все пункты Положения действительны в помещении школы в рамках организации учебной деятельности обучающихся. Действие Положения не распространяется на внеучебные поездки в город, прогулки на территории школы и т.п.
II. Перечень требований к школьной форме
2.1. Стиль одежды деловой, классический, современный, строгий.
2.3. Повседневная форма (перечень допустимых вариантов):
2.3.1. Мальчики, юноши (1-11кл) – брюки классического покроя, пиджак или жилет, мужская сорочка (рубашка), туфли (ботинки). Рубашки или водолазки светлых тонов, однотонные. Возможные цвета пиджака, брюк — синий, черный, серый; допускается простой геометрический рисунок – полоска, клетка. Галстуки, бабочки — по желанию.
2.3.2. Девочки, девушки (1-11кл): платье классического покроя (длина не выше 10-15 см от колен), фартук белый, фартук черный, туфли. Возможные цвета платья, черный, коричневый; юбка, блузка, пиджак, брюки.
2.4. Парадная школьная форма:
2.4.2. Девушки – парадная школьная форма состоит из повседневной, дополненной белым фартуком, туфли.
2.5. Спортивная форма используется обучающимися на занятиях физической культурой и спортом.
2.5.1. Спортивная форма включает спортивный костюм (в холодное время года), спортивные брюки, футболку, шорты, кроссовки (кеды).
III. Общие требования к внешнему виду
3.1. Обучающиеся имеют право выбирать школьную форму в соответствии с предложенными вариантами. Классные коллективы имеют право выбирать свою цветовую гамму из предложенных вариантов.
3.2. Допускается ношение в холодное время года джемперов, свитеров и пуловеров однотонного цвета.
3.4. Обувь должна соответствовать одежде классического стиля.
3.5. Допускается использование школьницами элементов скромного, не вызывающего макияжа, соответствующего возрасту учащихся.
3.6. Прически (стрижки) обучающихся в школе должны быть аккуратными, волосы чистыми.
3.7. Обучающим запрещается ношение в школе:
• джинсовой, спортивной, вечерней одежды, брюк, юбок с заниженной талией и (или) высокими разрезами, одежды с декоративными деталями в виде заплат, с порывами ткани, с яркими надписями и изображениями, декольтированных платьев и блузок;
• головных уборов в помещении школы;
• пляжной обуви, массивной обуви на толстой платформе, туфель на каблуке (более 7 см)
3.8. Не допускается нахождение на уроках (занятиях) в верхней одежде.
IV. Обязанности родителей
4.1. Приобрести обучающимся школьную форму, согласно условиям данного Положения до начала учебного года, и делать это по мере необходимости, вплоть до окончания обучающимися школы.
4.2. Контролировать внешний вид учащихся перед выходом в школу в строгом соответствии с требованиями Положения.
4.3. Родители ответственны за наличие у обучающихся всех необходимых элементов школьной одежды (повседневной, парадной и спортивной).
5.1. Контролировать внешний вид учащихся.
5.2. Требовать выполнение пунктов данного Положения всеми учащимися.
VI. Меры административного воздействия
6.1. Данный локальный акт является приложением к Уставу школы и подлежит обязательному исполнению обучающимися школы.
6.2. О случае явки учащихся без школьной формы родители должны быть поставлены в известность классным руководителем в течение учебного дня.
6.3. В случае, если обучающийся не может соблюдать нормы внешнего вида, описанные в данном положении по объективным, не зависящим от него причинам (например, болезнь), его родители (законные представители) имеют право обратиться в администрацию школы с заявлением соответствующего содержания о смягчении (изменении) норм соблюдения Положения по отношению к их сыну/дочери.
Дополнительная информация
Школьная форма – СОШ №3
Уважаемые учащиеся и родители (законные представители)
Напоминаем вам о необходимости требований к школьной одежде.
Целью обеспечения учащихся удобной и эстетичной одеждой в повседневной школьной жизни является:
• устранение признаков социального, имущественного и религиозного различия между учащимися;
• предупреждение возникновения у учащихся психологического дискомфорта перед сверстниками:
• укрепление общего имиджа школы, формирование школьной идентичности.
Определены требования к школьной повседневной одежде, а также к спортивной форме и спецодежде во время субботников.
Требования к школьной одежде
1. Цветовая гамма: БАРДОВЫЙ, СЕРЫЙ, ЧЕРНЫЙ – 1-4 классы
СЕРЫЙ, ЧЕРНЫЙ – 5-11 классы
2. Школьная одежда (повседневная) состоит из следующих комплектов:
1-4 КЛАССЫ
девочки-комплект: жилет+юбка или сарафан, жакет, джемпер, светлая
блузка, брюки, туфли.
мальчики-комплект: брюки, жилет, пиджак, джемпер, мужская однотонная сорочка, туфли.
5-11 КЛАССЫ
девочки-комплект: жилет+юбка или сарафан (платье), жакет, джемпер,
светлая блуза, классические брюки, туфли.
мальчики-комплект: брюки, жилет, пиджак, джемпер, мужская
однотонная сорочка, туфли.
- Обучающимся не рекомендуется ношение:
1.одежды с декоративными деталями в виде заплат; с порывами ткани; одежды с яркими надписями и изображениями; одежды бельевого стиля; одежды, обуви и аксессуаров с травмирующей фурнитурой; с символикой асоциальных неформальных молодежных объединений, а также пропагандирующих психоактивные вещества и противоправное поведение;
2.одежды, одежды с религиозными атрибутами и религиозной символикой;
3.головных уборов в помещении школы;
4.пляжной обуви
ОДЕЖДА УЧАЩИХСЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ОПРЯТНОЙ, ЧИСТОЙ, ОТГЛАЖЕННОЙ
Школьная форма (одежда) дает возможность детям
формировать свой вкус и стиль с ранних лет
Школьная форма | МОУ «Средняя общеобразовательная школа с УИОП №38», г. Саранск
ПОЛОЖЕНИЕ
о школьной форме и внешнем виде обучающихся в МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38»
I. Общие положения1.1. В соответствии с законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 28 п.18; письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 9.11.2012 г. №01/12662-12-23 «О совершенствовании Федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за пребыванием детей в образовательных учреждениях», решением Управляющего совета школы от 10.04.2014 года в МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38» г.о.Саранск вводится школьная форма единого образца.
1.3. Настоящим Положением устанавливается определение школьной формы как одного из способов создания деловой атмосферы, необходимой для учебных занятий. Форма дисциплинирует человека. Школьная форма помогает почувствовать себя учеником и членом определённого коллектива, даёт возможность ощутить свою причастность именно к этой школе.
1.5. Школьная форма приобретается родителями в магазинах, либо шьется в соответствии с предложенным описанием.
II. Функции школьной формы
2.1. Обеспечение нормального функционирования всех структурных компонентов учебно – воспитательного процесса на весь учебный период.
2.2. Поддержание общей дисциплины и порядка в школе согласно Правил внутреннего распорядка для учащихся и Устава школы.
2.4. Удобство и комфортность использования в различные времена года.
2.5. Соответствие гигиеническим требованиям.
III. Основные требования к форме и внешнему виду учащихся
3.1. Стиль одежды — деловой, классический, современный, строгий.
3.2. Школьная форма подразделяется на парадную, повседневную и спортивную.
3.2.1. Для учащихся 1-11-х классов (парадная форма):
Мальчики — белая мужская сорочка, брюки темного цвета, пиджак темного цвета, туфли, галстук (галстук – бабочка), отличительный знак принадлежности к школе (вышитый логотип на левой стороне пиджака)
3.2.2. Для учащихся 1-11-х классов (повседневная форма):
Мальчики – пиджак, отличительный знак принадлежности к школе (вышитый логотип на левой стороне пиджака), брюки темного цвета, мужская сорочка (рубашка) однотонного цвета, туфли, аккуратная стрижка.
Девочки – коричневое платье, черный фартук, туфли, аккуратная прическа (Волосы длиннее плеч убираются наверх или закалываются.).
3.2.3. Спортивная форма.
Для занятий в спортивном зале: спортивный костюм, футболка, спортивное трико (шорты), спортивная обувь с нескользкой подошвой.
3.2.4. Для занятий на уроках технологии и занятий общественно-полезным трудом – фартуки, перчатки.
3.3. Без школьной формы школьники на занятия не допускаются за исключением последней субботы каждого месяца, когда разрешается свободная форма одежды с соблюдением основных требований к внешнему виду учащихся.
3.4. Обувь должна быть чистой.
3.5. Внешний вид должен соответствовать общепринятым в обществе нормам.
III Права, обязанности и ответственность
3.1. Учащийся и родители имеет право:
Выбирать школьную форму в соответствии с предложенными вариантами.
Носить повседневную школьную форму ежедневно. За исключением последнего дня месяца, когда разрешается свободная форма одежды с соблюдением основных требований к внешнему виду учащихся. Спортивная форма в дни уроков физической культуры приносится с собой. В дни проведения торжественных линеек, праздников школьники надевают парадную форму.
Содержать форму в чистоте, выглаженной
Бережно относиться к форме других учащихся школы.
3.3. Учащимся запрещено:
3.3.1. Приходить на учебные занятия без школьной формы (за исключением последнего дня каждого месяца).
Приходить на учебные занятия кроме физической культуры в спортивной форме.
3.3.2. Носить майки, топики, шорты, блузы с глубоким вырезом, брюки или джинсы, юбки на бедрах, юбки длиной менее 40 см, прозрачную и яркую одежду, кеды или другую спортивную обувь, шлепанцы.
3.3.3. Аксессуары, массивные украшения (бусы, броши, серьги, кольца, ремни с массивными пряжками) в школу носить запрещено.
IV. Ответственность
4.1. В случае, если учащийся пришел в школу без школьной формы, по требованию дежурного администратора (учителя, классного руководителя) он должен написать объяснительную.
4.2. Учащийся может вернуться домой и надеть школьную форму.
4.3. В случае, если учащийся проживает далеко от школы — он на занятия допускается, но при этом дежурный администратор (учитель, классному руководитель) через электронный дневник сообщает родителям о нарушении данного Положения и о том, чтобы родители приняли соответствующие меры, т.е. обеспечили приход в школу своего ребенка в школьной форме.
V. Права родителей
Родители имеют право:
5.1. Обсуждать на родительских комитетах класса и школы вопросы, имеющие отношение к школьной форме, выносить на рассмотрение Управляющего совета школы предложения в отношении школьной формы.
5.2. Приглашать на классный родительский комитет, Управляющий совет школы родителей, дети которых уклоняются от ношения школьной формы, и применять к таким родителям меры в рамках своей компетенции.
VI. Обязанности родителей
Родители обязаны:
6.1. Приобрести школьную форму, и обувь до начала учебного года.
6.2. Ежедневно контролировать внешний вид учащегося перед выходом его в школу в соответствии с требованиями Положения.
6.3. Следить за состоянием школьной формы своего ребенка, т.е. своевременно ее стирать по мере загрязнения.
6.4. Ежедневно проверять электронный дневник ребенка в части письменного сообщения об отсутствии школьной формы и принятии мер для обеспечения ребенка школьной формой.
VII. Ответственность родителей
7.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение родителями данного Положения родители несут административную ответственность, определенную Управляющим советом школы в рамках его компетенции.
VIII. Права классного руководителя
8.1. Классный руководитель имеет право разъяснить пункты данного Положения учащимся и родителям под подпись.
IX. Обязанности классного руководителя
Классный руководитель обязан:
9.1. Осуществлять ежедневный контроль на предмет ношения учащимися своего класса школьной формы перед началом учебных занятий.
9.2. Своевременно (в день наличия факта) ставить родителей в известность о факте отсутствия школьной формы у учащегося, приглашать на заседание Управляющего совета школы .
9.3. Действовать в рамках своей компетенции на основании должностной
инструкции.
X. Ответственность классного руководителя
10.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей несет ответственность, предусмотренную трудовым законодательством РФ, локальными актами образовательного учреждения
Дополнительная информация
ГБОУ Школа № 1788, Москва
Общие принципы создания внешнего вида
Аккуратность и опрятность:
- Одежда должна быть обязательно чистой и выглаженной
- Обувь должна быть чистой
- Внешний вид должен соответствовать общепринятым нормам делового стиля и исключать вызывающие детали и избыточные украшения.
- Допустимая высота каблука для девочек не более 5 см (5-9 кл.), не более 7 см (10-11 кл.).
Примерные требования к школьной форме
Парадная форма:
Мальчики/ юноши:
- белая мужская сорочка, пиджак или жилет, брюки, галстук, бабочка по желанию
Девочки/ девушки:
- белая блуза, юбка (сарафан, брюки), туфли
Цветовая гамма: темно-синий, темно-серый, серый цвет
Повседневная форма:
Школьная форма для начальной школы:
- Сарафан, жакет, пиджак, жилет, брюки темно-синего, темно-серого, серого цвета, в клетку темно-синего, темно-серого, серого цвета
- Рубашки, блузки, водолазки нейтральных тонов
- Однотонный полувер, свитер
- Обувь строгая, не спортивная
- Аккуратная стрижка или прическа
Школьная форма для средней и старшей школы:
- Сарафан, юбка классического кроя длиной не более 10 см выше колена, жакет, пиджак, жилет, брюки классического кроя
- Рубашки, блузки, водолазки нейтральных тонов
- Однотонный полувер, свитер
- Обувь строгая, не спортивная
- Аккуратная стрижка или прическа
Спортивная форма:
- Для занятий в спортивном зале: спортивный костюм, футболка, спортивная обувь с не скользкой светлой подошвой (кроссовки, кеды)
- Для занятий на улице: спортивный костюм, спортивная обувь (по сезону)
- Для начальной школы: белая футболка (без принта), спортивные шорты
Всю информацию вы найдете по ссылке
Школьные стили школьной формы Деловая одежда для девочек и мальчиков
Школьная форма – важный атрибут повседневных учебных будней для учеников множества отечественных и зарубежных школ. Такая одежда дисциплинирует и способствует сплочению коллектива, стиль школьной формы позволяет всем ученикам выглядеть красиво и уместно. Кроме того, производители школьной одежды уделяют пристальное внимание ее качеству и соответствию санитарно-гигиеническим нормам.
Некоторые полагают, что школьный стиль одежды выступает как «уравниловка» и ограничивает возможность учеников проявлять свою индивидуальность и свободу самовыражения. Однако это совершенно не так, производители изготавливает разнообразные модели и предметы гардероба в деловом школьном стиле. На практике образовательное учреждение останавливаются на одном из стилей школьной формы:
• Школьная форма – это трикотажный жилет. В более строгом варианте – в сочетании с брюками и юбками традиционного классического вида, в «мягком» варианте – ученики ходят в школу в джинсах
• Единая форма класса – когда класс заказывает комплект швейной одежды у одного поставщика – самый уместный вид класса и желательный для большинства школ и родителей, НО требует совместных согласованных действий родителей.
• Любая одежда для школы в деловом стиле, приобретаемая индивидуально для каждого ученика. Самый распространенный вариант, достаточно выпустить рекомендацию для родителей. Дети носят разную одежду общего цвета.
• Эксклюзивный стиль – родители, имеющие расширенные финансовые возможности и желание выделить своих детей, приобретают модную одежду в школьном стиле. Такие бренды имеются в России.
• Стиль «Ностальжи» — пожалуй, стоит выделить этот набирающий популярность тренд, когда приобретается современная одежда, но весьма похожая на ту, которую носили мамы и бабушки сегодняшних школьниц.
Каталог школьной формы — сайт «Улица Мод»
Скидка 10% при заказе по купону 0001-10
Скидка 20% при коллективном заказе класса по купону 00001-20
Появление школьной формы в России
В России о школьном виде ученика начали заботиться еще в XIX веке: в 1834 году был принят закон об униформе для мужских лицеев и гимназий, а в 1896 году – и для женских учебных заведений. Поскольку позволить себе обучение могли только дети аристократического происхождения, стиль школьной формы приобрел сословные признаки.
Революция 1917 года изменила судьбу школьной формы: как и любой атрибут буржуазии, она стала считаться пережитком времени и исключилась из использования. Вернуться в повседневные будни она смогла лишь спустя 40 лет: с 1948 года школьная форма стала обязательной как для мальчиков, так и для девочек.
Следующий поворотный момент в истории школьного стиля одежды произошел во время распада Советского Союза. В 1992 году обязательная форма вновь была отменена, и школьники получили возможность посещать занятия в той одежде, которая нравилась и была доступна им и родителям. На сегодняшний же день школьному виду учеников вновь уделяется пристальное внимание.
Школьный стиль девочек бывает разным
Школьная форма сочетает
в себе элементы делового
и романтического стилей
Почти каждая девочка с малых лет стремиться выглядеть красиво и модно всегда и везде, и школа – не исключение. Особенно это актуально для нашей страны: на Руси издревле царил культ красоты в одежде. Достаточно вспомнить знаменитые русские сарафаны и кокошники, украшенные затейливой вышивкой. Стремление к стилю и красоте у нас заложено в генах, особенно это характерно для представительниц прекрасной половины человечества.
Даже во времена Советского Союза, когда все ученики обязательно носили единую школьную форму, коричневое платье с фартуком, она на самом деле, не была уж такой одинаковой. Черные фартуки — надевали в будни, а белые — в праздники. Ткань платьев была единой, но вот фасонов было множество. Можно было выбрать модели с коротким и длинным рукавом, стоячим воротничком и отложным, с пуговками спереди и без пуговок. Крой юбок тоже отличался: он могу быть прямой, полу-солнце, солнце, плиссе.
Современный школьный стиль девочек – это сочетание строгой классики и милой романтики, напоминающей о красоте юных лет, со множественными заимствованиями из взрослого делового стиля.
Современный школьный
стиль очень вариантивен
— это широкий выбор цветовых,
фактурных решений
и предметов гардероба
На сегодняшний день школьно-деловой стиль представляет собой многообразие различных предметов гардероба, фактурных и цветовых решений. Разрабатывая модели для ярких личностей, не просто детей, а нашего будущего — нашей смены, дизайнеры стремятся создать условия для творческой самореализации маленьких модников, предлагая широкий ассортимент.
- Ученицы младших и средних классов отдают предпочтение сарафанам. Такая одежда удобна и легко надевается, она не сковывает движения и, благодаря смене блузок, может служить базой для множества разных образов.
- Старшеклассницы предпочитают более приталенную одежду. В основном, спросом пользуются юбки и жилеты. Девушкам с особо взыскательным вкусом понравятся модели с отделкой из кожи и нетривиальные модные решения с силуэтом кокон.
Смотрите подборки ведущих производителей одежды ДЛЯ ДЕВОЧЕК МЛАДШИХ КЛАССОВ и ДЛЯ ДЕВУШЕК — СТАРШЕКЛАССНИЦ.
Школьный вид ученика
Школьная форма времен СССР
Говоря о школьном стиле одежды, нельзя не вспомнить и об учебных костюмах для мальчиков. История мужской школьной формы насчитывает более длительную и богатую историю. Изначально она была похожа на военную, мальчики носили брюки, кепи, фуражки, шинели, мундиры-кафтаны и гимнастерки, отличающиеся между собой цветом материала, кантов, а также фурнитурой, эмблемами и пуговицами.
Вернувшись в употребление после революции, стиль школьной формы для мальчиков и юношей практически не отличался от старого. В комплект по-прежнему входили гимнастерки, брюки и фуражки с гербом. Однако с 1962 года, когда школьная форма претерпела значительные изменения, ученики начали носить белые рубашки с темными брюками и пиджаками или открытыми куртками.
Сейчас школьный вид ученика стал иметь больше вариаций. Современным ученикам младших, средник и старших классов доступны брюки, рубашки и пиджаки, а также водолазки, жилеты, свитера, кардиганы.. Дресс-код некоторых школ допускает даже ношение джинсовых изделий.
Современные производители одежды для мальчиков — школьников выпускают одежду по широчайшим размерным шкалам, в разной полноте, обеспечивая этим наилучшую посадку по фигуре, что важнее всего для школьного вида ученика, подрастающего мужчины.
Смотрите подборку отличных производителей школьной одежды ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ и ЮНОШЕЙ.
ШКОЛЬНАЯ ФОРМА: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА
ШКОЛЬНАЯ ФОРМА: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА
Бирюкова М.С. 1Зубкова С.О. 11
Прокудина Л.И. 1Спирина Н.В. 11
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Форма: ЗА и ПРОТИВ? Сайты с такими заголовками пестрят на просторах Интернета. Люди разных возрастов и разного социального статуса (по большей части родители) ведут жаркие дебаты по поводу введения школьной формы в средних учебных заведениях. Эти споры также вечны, как и история самой формы.
Защитники формы в качестве аргументов в ее защиту приводят следующее :
-
-
ношение формы дисциплинирует ребенка, не отвлекает его на посторонние темы;
формирует умение бережного отношения к вещам; дети в форме выглядят опрятно, ее ношение прививает им деловой этикет;
стоимость: купить комплект униформы намного дешевле, чем собирать ребенку целый гардероб на весь школьный год. Заплатил один раз — и можно больше не думать о том, в чем отправить ребенка в школу.
-
Противники введения формы в школе считают, что
Форма символизирует абсолютную несвободу ученика, его подневольное положение;
Холодная погода заставляет девочек отказаться от ношения юбок и переодеться в брюки, которые в некоторых школах не разрешены в качестве атрибута школьной формы. Мы живем в XXI веке, и современной активной и не желающей ни в чем отставать от мальчиков девочке просто-напросто очень неудобно каждый день носить юбку ;
Стоимость: комплект школьной формы не покрывает все потребности вашего ребенка. Вы все равно будете покупать ему и обычную одежду, а значит, школьная форма превращается в источник дополнительных расходов, то есть не сокращает проблемы бедных семей, а, наоборот, увеличивает их.
Мы заинтересовались этой темой после того, как однажды посмотрели фотоальбом бабушки. Нас поразило, как красиво выглядели ученики на фотографиях. Форма в будние дни отличалась от праздничной: коричневые платья, белые воротнички, фартуки, банты, костюмы. Нам стало интересно узнать, какая форма была в разные годы в школах, как она менялась со временем и какая она сегодня.
Цель научно-исследовательской работы:
Показать положительные стороны ношения школьной формы среди учащихся среднего учебного заведения и изготовить образцы одежды для школы.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить ряд конкретных задач:
выявить отношение учеников к школьной форме;
изучить историю возникновения школьной формы как обязательного требования к внешнему виду ученика;
рассмотреть варианты школьной одежды в разных странах;
актуальность формы в жизни нашей школы;
изготовить собственный образец школьного платья для девочек.
Многие учащиеся старших классов нашей школы не осознают сущность и красоту школьной формы. Поэтому мы решили своей работой показать, что форма не только может быть красивой, но и доступной в изготовлении на уроках технологии. В этом и состоит актуальность исследования.
Структура работы:
Данная научно-исследовательская работа состоит из введения, четырех глав, списка использованной литературы и Приложения.
Глава 1. Зачем в школе вводится школьная форма.
Выполнение нашего исследования началось со сбора информации о школьной форме. На официальном сайте «Википедия» мы нашли определение термина «школьная форма».
Школьная форма — обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в гимназии и на официальных гимназических мероприятиях вне гимназии.
На эту тему нет отдельной литературы, в основном это небольшие статьи и публикации.
Так, в 2008 году в журнале «Теория моды» о школьной форме рассуждают Марина Балина, Лариса Рудова, Светлана Леонтьева.
Ношение школьной формы стало обязательным с 1 сентября 2013 года В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установление требований к одежде обучающихся отнесено к компетенции образовательной организации, если иное не установлено Законом или законодательством субъекта Российской Федерации (статья 28 часть 3 пункт 18). Устав нашей гимназии содержит пункт о том, что в школе форма обязательна, поэтому все обучающиеся, как участники образовательного процесса, обязаны выполнять требования школы — носить форму.
В нашей гимназии уже несколько лет введена единая ученическая школьная форма. Этот процесс, проходит для нас достаточно болезненно, коллектив учащихся среднего и старшего звена с трудом принимают нововведения, противятся одеваться соответственно принятому положению о школьной форме и внешнему виду нашей гимназии. С нашей точки зрение, использование школьной одежды является
неким показателем уровня школы, помогает ученику почувствовать разницу между двором, где он гуляет, и серьёзным учебным заведением. Одежда определяет тип поведения, создает эстетику рабочего места. Как в этой ситуации не вспомнить высказывание Антона Павловича Чехова о том, что «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Это напрямую относится к школьной форме.
Глава 2.
История возникновения школьной формы .
В Перипатетической школе Аристотеля, основанной им в 334 г. до н.э., воспитанники и сам Аристотель носили галстуки, повязанные специальным «восточным» узлом, и белые тоги, перекинутые через левое плечо.(рис.1)
Рис.1
В Древней Индии на занятия все учащиеся должны были приходить в определенной одежде — «дхоти курта». «Дхоти курта» — задрапированная вокруг бедер и ног полоса ткани, и к ней рубаха до пояса, отличающаяся у разных каст орнаментом, пошивом и материалом. Позже, с развитием буддизма и индуизма в I-VI веках изменилась и одежда для школы. Ученики стали носить «курту» и «паджами» — длинную рубаху и широкие штаны.( рис. 2 )
Рис.2
Во второй половине 1-го тысячелетия до н.э., в период недолгого правления династии Цинь (221—207 до н.э). К этому же времени относятся первые упоминания о школьной форме. Вид ее напоминал одежду буддистских монахов.
С начала нашей эры в Японии и до наших дней сложилась особая традиция. Почти каждая школа имеет свою форму. Сейчас почти всегда школьная форма в Японии «сэйлор-фуку» — это матроска, юбка и банты у девочек.(рис.3). Она уже стала своеобразным символом. Для современных японских девочек — это уже больше, чем просто школьная форма, — это полноценный стиль одежды. «Гакуран» носят в Японии мальчики — это брюки и пиджак темного цвета с воротником-стойкой. В разных школах Японии цвета формы отличаются и выделяют учащихся.
Рис.2
Рис.3
Историки сходятся на том, что возникла форма в XVI веке в среде английских благотворительных школ для сирот и обездоленных детей. Жители Лондона приносили в такие учреждения одежду для воспитанников. Чаще всего среди пожертвованных вещей встречались длинные пальто синего цвета. В конце концов за благотворительными школами закрепилось прозвище «bluecoat schools» (от blue coat — синее пальто). Одной из них была Christ’s Hospital, основанная в 1552 году. Эта школа существует по сей день, и форма, которую носят ее воспитанники, почти не изменилась со времен Тюдоров. Несколько лет назад администрация Christ’s Hospital провела опрос среди своих учеников, чтобы выяснить, не хотят ли они отказаться от этой формы. 95% опрошенных высказались за то, чтобы сохранить традицию.
Рис.3
Рис4
Именно Великобритания является самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма. (Рис.4). Согласно преданию, которое бережно хранят в стенах Christ’s Hospital, в 1552 году король Эдуард VI (сын Генриха VIII и его третьей жены Джейн Сеймур, младший брат будущей королевы Елизаветы I) выслушал страстную проповедь лондонского епископа о нуждах бедных и так ею проникся, что решил заняться благотворительностью. По решению Эдуарда, который сам еще был почти ребенком (ему было всего 14 лет), несколько старых зданий в Лондоне освободили под приют для сирот и детей из бедных семей. На пожертвования и средства, выделенные городом, воспитанников кормили, одевали и учили, стараясь дать им профессию на будущее.
Школа чрезвычайно гордится своей формой, которая, вероятно, является самой старой в мире. Комплект одежды ученика Christ’s Hospital включает длинное темно-синее пальто с поясом, бриджи или юбку, желтые гольфы и белый воротничок. Форма выдается ученикам бесплатно. Примерно 200 лет назад было введено новшество: пуговицы на пальто украсили портретом основателя школы, короля Эдуарда VI. Старшеклассникам, показавшим выдающиеся результаты по нескольким предметам, позволено украсить свою форму большими серебряными пуговицами и бархатными манжетами.
Во многих бывших колониях Великобритании форма не была отменена и после обретения независимости, например в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре, Южной Африке, Кипре и Гонконге.
Этот опыт с введением одинаковой одежды для всех учеников в XVIII веке пригодился директорам английских школ. В то время дети из богатых семей ходили в школу в дорогой одежде, подшучивали над скромно одетыми одноклассниками и учителями.
Изучив материалы рождения и развития школьной формы в мире, мы пришли к выводу, что этой теме много тысячелетий. Это пробудило у нас интерес к изучению вопроса о том, как появилась и видоизменилась форма в нашей стране.
Глава 3.
История школьной формы в России и СССР.
Точная дата введения школьной формы в России — 1834 год. Именно в этом году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры. Введение форменной одежды для учащихся учебных заведений царской России связано в первую очередь с тем, что эти учреждения были государственными. Во всех учебных заведениях форма была военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами. Девчачья форма была утверждена на целых 60 лет позже мальчуковой — в 1896 году, утверждено положение о гимназической форме для девочек. Это был весьма строгий и скромный наряд. Но форма для девочек порадует нас знакомыми коричневыми платьями и фартучками — именно эти костюмы явились основой для формы советских школ. И те же самые белые воротнички, та же скромность фасона.
В 1918 был издан декрет, полностью отменявший ношение школьной формы. Официальные объяснения были таковы: форма демонстрирует несвободу ученика, унижает его.
Однако со временем, когда эпоха экспериментов уступила место иным реалиям, было решено возвратиться кбылому образу:к коричневым строгим платьям, фартукам, ученическим курточкам и отложным воротничкам. Произошло это в 1948году, в период всеобщего«обмундиривания», когда ведомство за ведомствомодевались в форму. Школьная форма образца 1948 года фактически копировала фасон формы классическихгимназий — и по цвету, и по покрою, и по аксессуарам. (Приложение , рис. № 5)
Эта форма существовала до конца 1962 учебного года. Первоклассники-мальчики 1 сентября 1962 года пошлив школу уже в новой форме : в сером полушерстяном костюме, состоящем из брюк и однобортного пиджака с тремя черными пластмассовыми пуговицами,без фуражек с кокардой, без поясных ремней с массивной пряжкой, без гимнастерок. Форма для девочек практически не изменилась.(Приложение, рис. №6) Строго регламентировались причёски — под машинку, как в армии. А форма девочек осталась старая.
В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди. Но для девочек опять ничего не поменялось. (Приложение, рис. № 7)
Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки.
В 1992 году решением Правительства России с введением нового Закона об образовании запрет снят. Форма вновь стала обязательной в 2013 году.
Итак, мы познакомились, как одевались школьники в нашей стране. А просмотрев
множество сайтов в Интернете, мы пришли к выводу, что практически по всему миру ученики различных учебных заведений носят школьную форму.
Теоретическая часть исследования позволила нам сделать выводы о том, что форма должна быть неотъемлемой частью школьной жизни российских учеников
Глава 4
Исследование среди подростков формирования осознанного отношения
к ученической форме
Существует мнение, что школьная форма подавляет индивидуальнось ученика. Однако самоутверждение ученика в школе главным образом должно происходить через его творческие и интеллектуальные успехи.
Для того, чтобы выяснить, что ученики разного возраста думают по этому поводу, мы решили провести опрос среди учащихся и родителей нашей школы. Опрос проводился посредством анкетирования. В нем приняли участие учащиеся пятых и восьмых классов.
2.1. Анкетирование учащихся.
Количество человек, принявших участие в анкетировании – 35(100%)
Вопрос 1.Нравится ли вам внешний вид школьников?
да – 21(60%)
нет – 8(22,9%)
затрудняюсь ответить – 6(17,1%)
Вопрос 2.Совместимы ли украшения с деловой одеждой?
да – 23(65,7)
нет – 8(22,9%)
затрудняюсь ответить – 4(11,4%)
Вопрос 3.Нужна ли школьная форма?
да – 12(34,3%)
нет – 14(40%)
затрудняюсь ответить – 9(25,7%)
Вопрос 4.Строгий стиль одежды создает в школе деловую одежду, необходимую для занятий.
да – 14(40%)
нет – 17(48,6%)
затрудняюсь ответить – 4(11,4%)
Вопрос 5.Форма дисциплинирует человека.
да – 12(34,3%)
нет – 22(62,8%)
затрудняюсь ответить – 1(2,9%)
Вопрос 6.Ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде.
да – 9(25,7%)
нет – 16(45,7%)
затрудняюсь ответить – 10(28,6%)
Вопрос 7.Нет проблемы «В чем пойти в школу».
да есть – 13(37,1%)
нет – 21(60%)
затрудняюсь ответить – 1(2,9%)
Вопрос 8.Школьная форма экономит деньги родителей.
да – 5(14,3%)
нет – 27(77,1%)
затрудняюсь ответить – 3(8,6%)
Вопрос 9.Продолжи предложение. «Если бы я был директором школы, я бы разрешил учащимся носить …»
обычную одежду – 22(62,8%)
не школьную форму – 4(11,4%)
деловую одежду – 4(11,4%)
затрудняюсь ответить – 2(5,8%)
школьную форму – 3(8,6%)
Результаты опроса учащихся показали, что в нашей гимназии подавляющее большинство против школьной формы.
2.2. Анкетирование родителей.
Анкетирование проводилось анонимно.
На вопросы анкеты ответили 53 родителя.
На вопрос «Вы носили форму в школьные годы?»
подавляющее большинство опрошенных (87.7% )ответили «да»,
не носили (4.7%),
затруднились ответить (7.6%).
Но не всем нравилось носить эту одежду (12.3%)
80.7% были довольны школьной формой,
7% не смогли ответить на этот вопрос.
И все же подавляющее большинство
(73.7%) согласны с предложением о введении школьной формы единого образца, против (14.9%),
а вот (11.4%) затруднились ответить.
Родители считают, что школьная форма дисциплинирует и прививает вкус к деловому костюму, формирует чувство стиля и меры (83.7%). Несогласных с этим -(16.3%).
Рейтинг выбора цветовой гаммы родителями:
1. серый – 48.8%;
2. черно – белый – 27.9%;
3.синий- 20.9%;
4. коричневый – 3.4%.
Проанализировав полученные результаты анкетирования и просмотрев множество вариантов моделей и видов различной одежды для школы, мы пришли к выводу:
одежда для школы должна быть стильной, красивой, не уничтожать индивидуальность
быть удобной и комфортной в носке;
соответствовать требованиям, которые прописаны в Уставе нашей гимназии;
несложной в исполнении учащимися 6-8 классов;
недорогой по цене;
иметь красивую и разнообразную отделку.
Глава 5
Как мы шили школьную форму
В шестом классе на уроке технологии мы научились шить плечевое изделие с цельнокроеным рукавом. Поэтому первое изделие мы предложили именно по этой конструкции – платье. (Приложение №2). Ткань мы выбрали серого цвета, так как этот цвет выбран Советом гимназии № 2. При выборе ткани мы столкнулись с проблемой – тканей из натуральных волокон небольшой ассортимент в наших магазинах, да и стоят они не дешево. Поэтому мы делали выбор из тканей химического происхождения. Преимущество этих тканей — они недорого стоят, что отвечает нашим требованиям. В качестве отделки мы пошили белые воротнички и манжеты. Их можно заменить на вязаные крючком, этому мы тоже научились на уроках и в кружке «Мастерица» по вязанию.(Приложение , № 4).Из такой же ткани мы пошили брюки, потому что большинство учениц нашей школы отдают предпочтение им.(Приложение №3, №5) А еще мы предложили одноклассникам нарисовать модели одежды для школы, и отобрали лучшие варианты.
Форма, которую мы сшили, понравилась не только нашим одноклассницам, но и ученицам других классов. Некоторые из них решили воспользоваться нашей конструкцией и изготовить одежду для себя.
Заключение
Исследование может быть полезно и интересно всем, кто интересуется будущим школы и современной модой. Своей работой мы хотели привлечь внимание одноклассников к этой проблеме.
В процессе написания работы мы узнали не только о форме прошлых лет, но и прикоснулись к устоям того времени. Послушали рассказы родителей и бабушек о времени, когда они сами еще учились в школе. Работа помогла нам по-новому взглянуть на школьные годы.В процессе работы над исследованием мы часто слышали душевные и восторженные воспоминания взрослых о том времени, когда они еще носили форму и поняли, что это время почти все люди считают лучшим в своей жизни. Исследования заставили нас задуматься о том, что сейчас мы проживаем один из самых лучших периодов в нашей жизни и было бы неплохо, что бы в это время основное, из которого мы проводим в школе мы были бы красиво одеты. Мы продолжаем работу над созданием одежды для учащихся нашей гимназии. Следующие модели – это сарафан, юбка и жилет. Мы предложили своим одноклассникам высказать свои пожелания по поводу фасонов этих моделей. ( Приложение№6.).
Литература
1.Осипова Елена «Школьная форма стала частью эротической культуры». Плюсы и минусы школьной формы.
https://www.gazeta.ru/lifestyle/style/2014/08/a_6193141.shtml
2.Происхождение школы и история школьной жизниhttp://www.istorya.ru/articles/school_uniform.php
3. По волнам нашей памяти. Советская школьная форма.
https://cccp-foto.livejournal.com/811252.html
4. Школьная форма в России. Википедия https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1894406#1920
Приложение №1
Рисунок № 5
Рисунок № 6
Рисунок № 7
Приложение №2 Пошив платья
Приложение №3. Пошив брюк.
Приложение №4 Готовое изделие
Приложение №5 Готовое изделие
Приложение №6 Эскизы будущей формы
Просмотров работы: 390