Школьная форма — О том, что мне интересно — LiveJournal
Завтра Первое сентября!!! Навеяло… Пересмотрела много материала, решила как-то скомпоновать. Вот, что получилосьИстория школьной формы в СССР и России
Если вспоминать советские времена и школьные годы, то у многих сразу возникают ассоциации со школьной формой. Некоторые припоминают ее коричневой с белыми воротничками, некоторые синей. Одни вспоминают нарядные белые переднички, а другие – большие банты на голове. Но все согласны с тем фактом, что в советское время школьная форма была обязательной, и вопрос о том, носить форму или не носить, не подлежал обсуждению. Наоборот, за несоблюдение школьной дисциплины строго наказывали. Память о школьной форме СССР живет до сих пор.У школьной формы в России богатая история.
До 1917 года она была сословным признаком, т.к. позволить себе обучение в гимназии могли только дети богатых родителей: дворян, интеллигенции и крупных промышленников.Точная дата введения школьной формы в России — 1834 году. Именно в этом году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами.
Введение форменной одежды для учащихся учебных заведений царской России связано в первую очередь с тем, что эти учреждения были государственными. В те времена все государственные служащие должны были носить форменную одежду, соответствующую их чину и званию, согласно «Табеля о рангах». Так, все педагоги в государственных учебных заведениях (гимназиях) носили форменные сюртуки. Исходя из этого, было естественным введение и для учащихся форменных костюмов.
Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Во всех учебных заведениях форма была.
Фуражки обычно были светло-синими с тремя белыми кантами, и с черным козырьком, причем особым шиком среди мальчишек считалось мятая фуражка с поломанным козырьком. Зимой к ней добавлялись наушники и капюшон цвета натуральной верблюжьей шерсти, отделанный серой тесьмой.
Обычно ученики носили суконную гимнастерку синего цвета с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясанную черным лакированным ремнем с серебряной пряжкой и черные брюки без канта. Имелась и выходная форма: темно-синий или темно-серый однобортный мундир с обшитым серебряным галуном воротником. Неизменным атрибутом гимназистов был ранец.
До 1917 года фасон формы менялся несколько раз (1855, 1868, 1896 и 1913 годах) — соответственно веяниям моды. Но всё это время форма мальчиков колебалась на грани штатско-военного костюма.
В то же время началось развитие и женского образование. Поэтому потребовалась ученическая форма и для девочек. В 1896году появилось положение о гимназической форме для девочек. Воспитанницам знаменитого Смольного института предписывалось ношение платьев определенных цветов, в зависимости от возраста воспитанниц. Для воспитанниц 6 — 9 лет — коричневый (кофейный), 9 — 12 лет — голубой, 12- 15 лет — серый и 15 — 18 лет — белый.
Для посещения гимназии у них было предусмотрено уставом три вида одежды:
1. «обязательная форма для ежедневного посещения», которая состояла из коричневого шерстяного платья и шерстяного фартука чёрного цвета.
2. темные строгие платья с плиссированными юбками до колен.
3. По праздникам – белый фартук. Девочки обязательно носили косы с бантами
Устав требовал «содержать платье в чистоте, опрятно, не носить его дома, ежедневно разглаживать и следить за чистотой белого воротника».
Парадная форма состояла из этого же платья, белого фартука и нарядного кружевного воротничка. В парадной форме гимназистки посещали театр, Еленинскую церковь по праздничным дням, в ней ходили на рождественские и новогодние вечера. Также «никому не запрещалось иметь отдельное платье любой модели и покроя, если средства родителей позволяли такую роскошь».
Цветовая гамма была разной у каждого учебного заведения.
Например, из воспоминания выпускницы 1909 г. гимназия № 36 Валентиной Савицкой, мы знаем, что цвет ткани платьев у гимназисток был разным, в зависимости от возраста: у младших он был темно-синим, для 12-14-летних – почти цвет морской волны, а у выпускниц – коричневый. А воспитанницам знаменитого Смольного института предписывалось ношение платьев других цветов, в зависимости от возраста воспитанниц: для воспитанниц 6 — 9 лет — коричневый (кофейный), 9 — 12 лет — голубой, 12 — 15 лет — серый и 15 — 18 лет — белый.
Однако вскоре после революции, в рамках борьбы с буржуазными пережитками и наследием царско-полицейского режима в 1918 был издан декрет, отменявший ношение школьной формы. Несомненно, в первые годы существования советского государства ношения школьной формы было непозволительной роскошью в стране, разоренной мировой войной, революцией и гражданской войной.
Из воспоминания выпускницы 1909 г. гимназия № 36 Валентиной Савицкой: «Старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям (была даже презрительная кличка для сентиментальной девочки — “гимназистка”). Считалось, что форма символизирует несвободу, униженное, подневольное положение ученика. Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная причина — бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители.»
С точки зрения «классовой борьбы» старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям (была даже презрительная кличка для сентиментальной девочки — «гимназистка»). С другой стороны — форма символизировала абсолютную несвободу ученика, его униженное и подневольное положение.
Официальные объяснения были таковы: форма демонстрирует несвободу ученика, унижает его. А по факту, у страны на тот момент просто не было финансовых возможностей одеть огромное количество детей в форму. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители, а государство в тот момент активно боролось с разрухой, классовыми врагами и пережитками прошлого.
1945 г. М. Нестерова. «Учись на отлично!»
Кадр из киноф-ма «Два капитана»
Период «бесформенности» длился до 1948 года. Школьная форма становится вновь обязательной. Новая форма напоминала старые формы гимназистов. Отныне мальчики обязаны были носить серые военные гимнастерки с воротничком стоечкой, с пятью пуговицами, с двумя прорезными карманами с клапанами на груди Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице. Девочки — коричневые шерстяные платья с черным передником, завязывавшимся сзади на бант. Именно тогда появились белые «праздничные» фартуки и пришивные воротнички и манжеты. В обычные дни полагалось носить чёрные или коричневые банты, с белым передником — белые (ещё в таких случаях приветствовались белые колготки). Даже причёска должна была отвечать требованиям пуританской морали — «модельные стрижки» до конца 50-х годов были под строгим запретом, не говоря уже об окраске волос. Девочки обязательно носили косы с бантами.Тогда же атрибутом у учащихся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев и октябрят – значок на груди.Пионерский галстук нужно было уметь правильно завязывать. Школьную форму эпохи И. В. Сталина можно увидеть в фильмах «Первоклассница», «Алёша Птицын вырабатывает характер» и «Васёк Трубачёв и его товарищи»:Просуществовала первая советская школьная форма до 1962 года. В 1962 учебном году в мужской школьной форме уже исчезли фуражки с кокардой, поясные ремни с большой пряжкой, гимнастёрки поменяли на серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах. Строго регламентировались причёски — под машинку, как в армии. А форма девочек осталась старая.На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем. Школьников конца 1960-х мы можем видеть в культовом фильме «Доживём до понедельника», а также в фильмах «Денискины рассказы», «Старик Хоттабыч» и др.В журнале «Модели сезона» за 1968 г. описывается новая школьная форма, которая «вот-вот должна была быть введена в качестве обязательной во всех советских школах».»Форма значительно отличается от старой: она синего цвета, девочки будут носить не платье с фартуком, а сарафан или костюм с блузкой. Форма мальчиков 1-3 класса состоит из двух пар брюк (коротких и длинных) и свободной прямой курточки без подкладки. Форма для школьников пионерского возраста — 4-7 классов — состоит из платья-костюма для девочек и костюма для мальчиков; на рукавах пионерские эмблемы. Девушкам и юношам 8-10 классов предлагается комсомольско-школьная форма. В зависимости от особенностей фигуры девушкам сможет выбрать платье-костюм с прямой юбкой и двубортным жакетом или юбку в складку и однобортный жакет. Юноши тоже смогут выбрать костюм с прямым пиджаком или с мягкой курткой спортивного характера. Для школьников всех возрастов принят единый головной убор — синий берет.» В 1973 году произошла новая реформа школьной формы, но обязательной она так и не стала, многие остались привержены фасонам старой формы. Школьную форму 1980-х можно увидеть, например, в фильмах «Гостья из будущего» и «Приключения Электроника».
Школьная форма в СССР: вспомним, какой она была? | Материнство
Как сообщают сми, вице-премьер Ольга Голодец отвергла варианты школьной формы, предложенные Министерством промышленности и торговли и Министерством образования и науки. Первый проект оказался «слишком лоббистским», второй – «крайне расплывчатым». Между тем, компании-производители сетуют, что из-за затянувшегося процесса согласования фасона единой школьной формы они могут не успеть пошить одежду к началу учебного года.
Обнаружить отвергнутые фасоны в сети не удалось, поэтому Материнство решило дать волю воспоминаниям и полюбоваться моделями школьной формы, которые существовали в разные годы, со времен Российской Империи до развитого СССР.
В 1834 году была утверждена общая система всех гражданских мундиров в Российской империи, в том числе и для средних учебных заведений. Положение о гимназической форме для девочек было утверждено в 1896 году. Форма учащихся средних учебных заведений имела полувоенный характер. Сходные по фасону, их фуражки, шинели и гимнастёрки отличались цветом, кантами, а также пуговицами и эмблемами.
В женских гимназиях также существовала форма. В государственных гимназиях воспитанницы носили коричневые платья с высоким воротником и фартуки — чёрный в учебные дни и белый по праздникам. Парадная форма дополнялась белым отложным воротником и соломенной шляпкой. Если в городе было несколько женских гимназий, то в них, как правило, форма была разного цвета.
Верхняя одежда также регламентировалась: гимназисты носили шинель, подобную офицерской.
В 1918 году гимназическая форма дореволюционной России была признана буржуазным пережитком и отменена вместе с многими другими наработками в области образования. Однако со временем было решено возвратиться к былому образу — к коричневым строгим платьям, фартукам, ученическим курточкам и отложным воротничкам. Произошло это в 1948 году, в период всеобщего «обмундиривания», когда ведомство за ведомством одевались в форму. Школьная форма образца 1948 года фактически копировала фасон формы классических гимназий — и по цвету, и по покрою, и по аксессуарам.
Эта форма существовала до конца 1962 учебного года. Первоклассники-мальчики 1 сентября 1962 года пошли в школу уже в новой форме — без фуражек с кокардой, без поясных ремней с массивной пряжкой, без гимнастерок. Форма для девочек практически не изменилась.
Форма была изменена в сторону отхода от «военизированности». Мальчики получили серый полушерстяной костюм — брюки и однабортный пиджак с тремя черными пластмассовыми пуговицами. Под пиджак рекомендовалась белая рубашка.
У мальчиков с 1975-1976 учебного года серые шерстяные брюки и курточки были заменены на брюки и куртки из полушёрстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая «джинсовая мода») с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами в форме фигурной скобки }.
Куртка застёгивалась на алюминиевые пуговицы, по конструкции напоминавшие военные. Пуговицы были 2 диаметров — поменьше для младшеклассников и побольше для старшеклассников. На боковой части рукава была нашита эмблема (шеврон) из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем — символ просвещения.
У мальчиков-старшеклассников брюки и куртка заменялись на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве. На этой эмблеме, помимо солнца и раскрытой книги, присутствовало стилизованное изображение атома. Очень часто эмблему срезали, так как она выглядела не слишком эстетично, особенно по прошествии некоторого времени — краска на пластике начинала стираться.
Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен.
Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами (без нарукавной эмблемы) и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. В 1988 году для Ленинграда, районов Сибири и Крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время.
Обязательное ношение школьной формы в России было отменено весной 1994 года. Решением президента с 1 сентября 2013 года вновь была введена обязательная школьная форма, но единый фасон так и не утвержден, поэтому пока выбор остается за администрацией школы.
По материалам сайтов: telegraf.com.ua и википедия.
Дата публикации 19.03.2014
Автор статьи: Материнство.ру
Школьная форма в разных странах
Китайская школьная форма нередко походит на спортивный костюм. В материковой части Китая форма обычно состоит из двух комплектов: зимнего и летнего. Первый включает свитер (или ветровку на молнии) и брюки. Второй, как правило, состоит из белой рубашки с воротником и шорт или брюк – для мальчиков, юбок – для девочек.
Школьная форма во многих школах Австралии и Океании напоминает традиционную британскую, но является более открытой и легкой. В связи с жарким климатом и вредным для здоровья палящим солнцем в Австралии и Новой Зеландии в комплект школьной формы входят шляпы.
В Сингапуре у каждой школы принят свой цвет формы. Обычная форма для мальчиков включает шорты или брюки определенного цвета и белую рубашку с короткими рукавами. Форма для девочек состоит из блузки и юбки или сарафана. В некоторых школах принята полностью белая форма. Иногда на рубашке или блузе размещены погоны, стилизованные под военные, или металлический значок на воротнике.
Школьная форма в Африке поражает многообразием и цветовыми решениями. В Африке можно встретить школьников не только в синей или голубой одежде, но также в желтой, розовой, фиолетовой, оранжевой и зеленой.
На Ямайке форма является обязательной для учащихся школ. Такое правило действует в большинстве стран Карибского бассейна. Во многих школах установлены обязательный цвет обуви и носков, допустимая высота каблуков. Ювелирные изделия (кроме сережек-гвоздиков) обычно запрещены, а некоторые школы имеют свои требования и к прическам учеников. Школьная форма для мальчиков на Ямайке чаще всего бывает цвета хаки и состоит из рубашки с коротким рукавом и брюк. Школьная форма для девочек существенно различается в разных школах. Распространенный вариант – светлая рубашка с короткими рукавами и юбка или сарафан ниже колен. Форма часто дополняется нашивками, эмблемами, погонами с целью отличия между школами.
В обычных школах на Кипре мальчики носят серые брюки с белой рубашкой, а девочки – серую юбку или брюки также с белой рубашкой. В некоторых школах форма для учащихся может отличаться. Например, цвет брюк и юбок заменяется на синий. Или же добавляется особый цвет формы для праздничных дней.
В Турции
В школах мусульманских стран обязательным атрибутом женской школьной формы является платок. Когда девочкам исполняется 12 лет, они надевают хиджаб. Однако и до 12 лет, начиная с первого класса, они носят школьную форму, которая также является мусульманской одеждой и во многом похожа на хиджаб.
В Мьянме мальчики помладше носят штаны, а постарше – юбки-лонжи.
Женская школьная форма Лаоса отличается красивой длинной юбкой с запахом и оригинальным орнаментом.
В Японии для большинства средних и старших школ школьная форма считается обязательной. Чаще всего это белая рубашка и темные пиджак и брюки для мальчиков, форма называется «гакуран», и белая блуза, темные пиджак и юбка для девочек, или же «сейлор фуку» – «матросский костюм», с отличительно ярким галстуком. Деталь гардероба японской школьницы – гольфы или носки. К форме обычно прилагается большая сумка или портфель. Школьники начальных классов, как правило, одеваются в обычную детскую одежду.
В США и Канаде существует школьная форма во многих частных школах. Государственные школы определяют дресс-код для своих учеников. Запрещены слишком открытые топы, низко сидящие брюки.
В Россию мода на школьную форму пришла из Англии в 1834 году. Сначала для мальчиков, а затем, когда стали возникать женские гимназии, и для девочек.
Мальчики ходили в фуражках с эмблемой гимназии, гимнастерках, шинелях, куртках, брюках, черных ботинках и с ранцем за спиной. Форма девочек включала коричневые платья с фартуками изящного покроя из ткани высокого качества.
Школьная форма разных стран мира: свой стиль, свои традиции
А вы знаете, как одеваются школьники в других странах?
Как одеваются нынешние школьники бывшей огромной страны и какое теперь отношение к этой школьной форме, мы уже знаем не понаслышке.
У всех нас разные мнения, у всех разные настроения, и каждый остается при своем. И все же, время, когда ученики Древней Греции надевали поверх хитонов хламиду, а в Древней Индии было обязательно носить даже в сильную жару набедренные штаны дхоти и рубаху-курту, не так уж и далеко. И традиция облачаться в специальную форму одежды, отличающую не учащуюся детвору от учащейся, как ни крути, осталась. Хотя в России XIX века не считалось зазорным ходить в гимназической форме и после уроков, и даже поощрялось. Но… времена бегут, годы уходят, и вот Франция, Германия и добрая половина Европы уже отменили вообще какую-либо форму, и пестрая детвора тащит разноцветные ранцы, выдувая жевательные пузыри.
Но все же остаются традиции и остаются манеры. Посмотрим же, как и во что одеваются ученики тех стран, в которых школьную форму не отменили. Увидим, что необычного в такой одежде, или почувствуем ностальгию. И увидим, что можно даже гордиться именно «своей» школой и своей школьной формой.
На наш взгляд, вовсе и неплохо иметь свой стиль, свою эмблему, свое отличие и быть смалу дисциплинированным во всем.
Япония
В Японии школьная форма появилась в конце XIX века. В нынешнее время школьная форма есть в большинстве частных и государственных школ, но единного фасона и расцветки не существует.
Японские школьницы, 1920, 1921
В начале 20-х годов ХХ вкка в женскую школьную моду вошли матроски европейского образца. Любители восточной культуры называют их на японский манер сэйфуку или же сейлор фуку (матросский костюм). Такие платья заказывались у определенного производителя только для учениц конкретной школы. Матроски были и остаются популярными во многих школах, но все они отличаются деталями кроя и цвета.
Часто в интернете можно встретить изображения старшеклассниц в очень коротких форменных юбках. Естественно форму не шьют с таким коротким юбками, школьницы укорачивают их сами. Мода на короткие школьные юбки появилась в начале 90-х годов под влиянием популярной японской поп-исполнительницы Нами Амуро. В основном, подворачивая сверху и притягивая ремнём, а сверху подворот и ремень закрывается кофтой, пиджаком или жилеткой. В таком виде японские школьницы дефилируют, как правило, от дома до школы, а перед входом в учебное заведение юбки опускаются до положенной длины. В то время как в 70-80-е годы в советских школа юные модниц (и их мамы) форму укорачивали навсегда, отрезая «лишнюю» длину и подшивая подол.
Шри-Ланка
Во все государственных и большинстве частных школ Шри-Ланки ученики носят школьную форму.
Форма для мальчиков состоит из белой рубашки с короткими рукавами и синих шорт (до 10 класса, около 15 лет). В торжественных случаях надевается белая рубашка с длинными рукавами и белые шорты. Юноши старше 10 класса вместо шорт носят брюки.
Школьная форма для девочек отличается от школы к школе, однако, как правило, она целиком состоит из белой материи. Возможные различия: платье с короткими рукавами или без рукавов, с воротником или без. К белому платью обычно прилагается галстук.
Ниже пример формы в мусульманской школе Шри-Ланки
Волшебный лиловый цвет, и девочки выглядят счастливыми
Бутан
Школьная форма Бутана — это вариант традиционной национальной одежды, которая называется «гхо» — для мальчиков и «кира» — для девочек. У каждой школы своя расцветка.
Куба
На Кубе форма обязательна, и не только для школьников, но и для студентов. По цвету школьной формы можно определить, в каком классе учится ребенок.
Можно выделить три основных типа формы.
Младшие классы — бордово-белый. Девочки одеваются в бордовые сарафаны и белые блузки. Мальчики носят бордовые брюки с белыми рубашками. Как мальчики, так и девочки носят галстуки-косынки в стиле тех, что носили советские школьники. Правда, на Кубе галстуки бывают не только красные, но и голубые.
Средние классы — белый верх и жёлтый низ. Для девочек это жёлтые юбки, а для мальчиков брюки. Девочки также носят высокие белые носки под свои солнечные юбки. Этот вариант формы для учеников постарше.
Старшие классы — оттенки синего, а точнее, голубой верх и тёмно-синий низ. Всё также для девочек это юбка с блузкой, для мальчиков — рубашка с брюками
Северная Корея
Ученики в Северной Корее похожи на советских пионеров. Основной неотъемлемый аксессуар к школьной форме — это красный галстук, символ коммунистического движения. Единого стандарта формы нет.
Вьетнам
Форма во Вьетнаме может меняться в зависимости от школы или района, где расположена школа. Но, как правило, наиболее распространена форма — светлый верх, темный низ и красный галстук на манер пионерского. Такую форму носят школьники младших и средних классов. Старшеклассницы же носят традиционную национальную одежду Аозай (длинная шёлковая рубаха, надетая поверх штанов) белого цвета. Старшеклассники предпочитают темные штаны и белы рубашки, но уже без галстука. В отдаленных деревнях школьную форму не носят.
Девушки, облаченные в Аозай выглядят очень изящно
Традиционная одежда не только красивая, но и комфортная
Англия
В современной Англии в каждой школе своя форма. Здесь широко используется школьная символика и определенный стиль, которые выделяют учеников. Более того, в престижных школах Англии форма является предметом гордости. Пиджаки, брюки, галстуки и даже носки ни в коем случае не должны отклонятся от заданной традиции. Это считается не просто нарушением, но и неуваженнием к определенному учебному заведению.
Ниже приведены наиболее интересные, на наш взгляд, школы Англии.
The King’s School in Macclesfield
The Ryleys Preparatory School
Cheadle Hulme School
Eton College
Harrow School
Christs Hospital School
Такая традиционная тюдорская униформа, которую ученики данного заведения носят последние 450 лет, воспринимается «на ура» и современными детьми, которые воспринимают такую консервативность, как сохранение вековых традиций своей школы.
Оказалось, что в мире есть масса невероятных школьных форм. Но, к сожалению, для одного поста это будет слишком много. Но нельзя удержаться, чтобы не показать вам еще несколько ярких вариантов школьной формы разных стран.
Форма одной из школ Мексики
Австралия
Республика Гана
Нигерия
Индия
Спасибо, что прочли и просмотрели подготовленный материал. Надеюсь, было очень интересно и познавательно.
История школьной формы в России
История школьной формы в России берёт своё начало в 1834 году, именно тогда был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров империи. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры.
В 1896 году введено „Положение о гимназической форме для девочек”.
Девочкам, обучающимся в гимназии, предписывалось носить темные строгие платья с плиссированными юбками до колен. Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться.
Форма гимназистов была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости.
Все изменилось с пришествием власти большевиков: появилась единая школа, исчезли лицеи и реальные училища, а вместе с ними и форма учащихся.
В 1918 году Декрет «О единой школе …» отменил форму учащихся, признав ее наследием царско-полицейского режима.
Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная, подоплёка — бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители, а государство в тот момент активно боролось с разрухой, классовыми врагами и пережитками прошлого.
Однако со временем, когда эпоха экспериментов уступила место иным реалиям, было решено возвратиться к былому образу — к коричневым строгим платьям, фартукам, ученическим курточкам и отложным воротничкам.
В 1949 году в СССР была введена единая школьная форма. Теперь уже «свободная форма одежды» стала ассоциироваться с буржуазной разнузданностью.
Мальчиков одели в серые гимнастерки полувоенного образца, а девочек – в темно-коричневые шерстяные платья с черным передником (по праздникам – белым). Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и фуражка с козырьком, которую ребята носили на улице. Тогда же атрибутом у учащейся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев и октябрят – значок на груди.
В 1962 году мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах, форма девочек осталась старая.
В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди.
«Потепление» режима не сразу сказалось на демократизации школьной формы, однако, это всё-таки произошло.
Покрой формы стал более схож с теми направлениями моды, которые имели место в 1960-х. Правда, повезло только мальчикам. У них с середины 1970-х серые шерстяные брюки и курточки были заменены на форму из полушерстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая «джинсовая мода»).
На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем.
1980-е: Перестройка в действии
В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса). Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен.
У мальчиков брюки и куртка заменялись на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве:
Очень часто эмблему срезали, так как она выглядела не слишком эстетично, особенно по прошествии некоторого времени — краска на пластике начинала стираться.
Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу.
В 1988 году для Ленинграда, районов Сибири и Крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время. В некоторых союзных республиках фасон школьной формы немного отличался, также как и цвет. Так, на Украине школьная форма была коричневого цвета, хотя не запрещалась и синяя. Именно эта форма для девочек способствовала тому, что они начинали рано осознавать свою привлекательность.
Плиссированная юбка, жилет и главное — блузки, с которыми можно было экспериментировать, превращали практически любую школьницу в «юную даму».
В 1985-1987 годах старшеклассницы могли сменить платье и фартук на синюю юбку, рубашку, жилетку и пиджак. Но уже в 1988 году некоторым школам в порядке эксперимента разрешили отказаться от обязательного ношения школьной формы.
В 1992 году школьную форму отменили в школах Российской Федерации в знак того, что в стране полностью победила демократия. Запрет снят, ходить можно в чем угодно, лишь бы одежда была чистой и опрятной.
Однако оказалось, что такой подход также имеет свои минусы. Подростки большую часть своего времени проводят в стенах школы, и им отнюдь не все равно, в чем предстать перед одноклассниками. У родителей появилась новая головная боль, возросли требования детей купить новый наряд, причем не любой, а в соответствии с веяниями моды.
Опять же, ходить всю неделю в школу в одном и том же наряде стало неприлично. Так что финансовые затраты на школу скорее возросли, чем уменьшились. Наряжаясь в школу, дети далеко не всегда руководствуются чувством меры, одеваются «кто во что горазд», что иногда, мягко говоря, выглядит не очень эстетично.
А с 1999 года утвердилась обратная тенденция: школьная форма вводится вновь, только сегодня под этим понятием подразумевается деловой стиль одежды для учащихся – элегантный, удобный, практичный. На сегодняшний день, вопрос по ношению школьной формы решается на уровне образовательных учреждений, руководителей и родителей.
1. Социальное значение школьной формы
Социальное значение является одним из важных значений в ношении школьной формы, так как именно она решает одну из наиболее актуальных на сегодняшний день проблем школьников – социальное неравенство и распри в детской среде, которые молодые люди проявляют в демонстрации своих дорогих нарядов.
Форма, в данном случае, нивелирует разницу в материальном положении семей учащихся, таким образом, стирая грань между прослойками общества и, как следствие, помогает в усвоении учебного материала, так как у учащихся не возникает желания и возможности вызывать чувство неполноценности и комплекса у своих коллег по учебе путем дефилирования новомодных вещей и украшений.
2. Дисциплинирующее значение школьной формы
Сторонники возврата к школьной форме апеллируют к тому, что форма, как ничто лучше помогает обучающимся настраиваться на рабочий процесс, своей сутью она заставляет учеников различать работу и отдых. Форма передаёт идею статуса и при понимании её значения, она успешно превращает взбалмошного ученика в дисциплинированного обучающегося.
Школьная форма является символом надёжности, воспитывает дисциплинированность через особого рода, тренировку тела и ума: она, как нельзя лучше, способствует формированию ума и тела – это тренировка, школа управления своей индивидуальной силой. Школьная форма дополняет интеллектуальное и физическое воспитание дисциплинарными положениями, такими как лидерство, статус и определённые узы, способствует развитию бережного отношения к одежде, а также является важным инструментом социальной идентификации учащихся, она не только позволяет отличить школьника от не школьника, но и создает необходимую дистанцию между учащимися и учителями.
3.Эстетическое значение школьной формы
Эстетика одежды как ничто другое конструирует окружающий мир человека – указывает на то, что ему соответствует: его дисциплину, внимание к окружающим людям, умение видеть и создавать красоту, основной вид его деятельности, его культуру и ценностные ориентиры – она отражает наше сознание, являясь зеркалом содержания человека.
Эстетическое значение школьной формы представляет собой внешний вид ученика, который положительно воспринимается самим учащимся и окружающими его людьми. Строгий костюм на учащемся не только призывает его к соблюдению эстетических норм и правил, но и как следствие развивает в нем чувство меры и прививает вкус. Подросток в школьной форме зачастую всегда будет выглядеть красиво и опрятно.
4. Имиджевое значение школьной формы
Как известно, личность оценивается по разным параметрам, в том числе и по стилю одежды. Школьная форма в данном случае выступает не только как отражение действительности человека, но и как общая характеристика и эмблема учебного заведения, которое имеет свое уважительное отношение, высокий уровень образования, традиции и статус.
Ученик в форме такого образовательного заведения не только подчеркивает индивидуальность школы (ее достоинства и сильные стороны), которые обязательно будут способствовать ее процветанию и развитию, но и свидетельствует о его принадлежности к ней, тем самым, оказывая положительное эмоциональное воздействие на окружающих его людей, как в стенах образовательного учреждения, так и за ними, так как наличие формы в настоящее время – является показателем высокой корпоративной культуры.
Выдержка из федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступающего в силу с 01.09.2013 года
Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации:
пункт 18: установление требований к одежде обучающихся, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или законодательством субъектов Российской Федерации
***
Сегодня каждый регион решает сам, какую школьную форму носить детям. Например, в Оренбурге выбрали такой вариант:А в Брянске для депутатов устроили показ мод:
А самый креативно-педерастический вариант предложил известный в тех же кругах модельер Зайцев:
Что-то нам в последнее время не везёт на „элитные” звериные фамилии. Один предаст, другой педераст, а у третьей вообще рожа лошадиная…
***
http://etalon-men.ru/istoriya_shkolnoy_formi
Какой была школьная форма советских детей? / Назад в СССР / Back in USSR
Советская школьная форма, фактически, является аналогом гимназической формы царской России. Она, также состояла из платья и фартука, белого в праздничные дни, и черного в будние.Для начальной школы цвет платья был коричневым, для учащихся средней школы – синим и, зеленым для старшеклассниц. На балах старшие девушки появлялись в белых платьях.
В 1920-м году было принято всем гимназисткам носить коричневое платье и фартук. Такую форму могли позволить себе только богатые люди, поэтому ношение этой формы считалось буржуазным пережитком. Появилась даже презрительная кличка « гимназистка».
Единая советская школьная форма в нашей стране была введена в эпоху Сталина. Школьная форма СССР для мальчиков была серого цвета и состояла из брюк и рубашки, типа солдатской гимнастерки. Дополнялось это широким ремнем, с массивной пряжкой и фуражкой с кокардой.
Школьная форма СССР для девочек, по-прежнему, состояла из коричневого платья и фартука. Платье было коричневого цвета, возможно, потому, что этот цвет соответствует деловой обстановке, помогает сосредоточиться, не отвлекает внимание от учебы.
В эпоху Сталина, в нашей стране царила строгость нравов. Это относилось и к школьной жизни. Даже небольшие эксперименты с фасоном или длиной платья, строго карались администрацией школы. Кроме того, обязательным для девочек, было ношение кос с бантами. Никакие стрижки были недопустимы.
В 1970-х годах советская школьная форма для мальчиков изменилась.
Теперь для школьников младших классов она стала состоять из куртки и брюк темно-синего цвета. Брюки стали более узкими, а куртка напоминала своим фасоном современную джинсовую куртку. Пуговицы были металлическими, белого цвета. Сделаны они были из алюминия. На рукаве куртки была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем.
В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса). Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен.
У мальчиков брюки и куртка заменялись на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве.
Очень часто эмблему срезали, так как она выглядела не слишком эстетично, особенно по прошествии некоторого времени — краска на пластике начинала стираться.
Советская школьная форма для старшеклассников была, довольно, хорошего качества, а стоила недорого.
Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу.
В 1988 году для Ленинграда, районов Сибири и Крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время. Также, можно было носить девочкам пионерскую форму, которая состояла из юбки темно-синего цвета, белой блузы с короткими или длинными рукавами и пионерского галстука.
Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки. Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук.
Помимо обычного пионерского значка существовал особый вариант для пионеров, активно занимающихся общественной работой. Он был немного больше обычного и на нём была надпись «За активную работу». И значок старшего пионера, который представлял собой обычный пионерский значок на фоне красного знамени.
В то время…
Как будто (!) в то время…
И снова в то время!
Школьная форма — это… Что такое Школьная форма?
Школьная форма учеников средних классов с 1975—1976 учебного года в СССРШкольная форма — повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы.
О необходимости школьной формы
Существуют различные точки зрения на то, нужна ли вообще стандартная форма школьникам. Основные мнения и подкрепляющие их доводы сводятся к следующему.
Доводы за школьную форму
- Школьная форма, как и любая форма, дисциплинирует, приводит к сплоченности, способствует выработке в учениках ощущения общности, коллективизма, общего дела и наличия общих целей.
- Форма исключает (во всяком случае, ограничивает) возможность конкуренции между учениками (и их родителями) в одежде, значительно снижает визуальную разницу между учениками из семей различного материального достатка, препятствуя расслоению по принципу «богатые/бедные».
- Единый стандарт на форму, если он принимается на государственном уровне, позволяет гарантировать, что одежда школьников будет соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и не отразится отрицательно на их здоровье.
- Если единая форма существует, её производство можно целевым образом дотировать, поддерживая невысокие цены и снимая с бедных семей часть бремени расходов на обучение детей.
Доводы против школьной формы
- Форма — элемент уравнительного воспитания и обучения.
- Форма лишает учеников возможности выражать свою индивидуальность в одежде, является средством деиндивидуализации учеников школы.
- Требование ношения формы само по себе есть форма насилия над личностью, требование строгого соблюдения формы может при желании произвольно толковаться школьными работниками и использоваться для безосновательного преследования неугодных учеников.
- Форма может быть слишком дорогой для бедных семей.
- В конвенции о правах ребёнка сказано, что каждый ребёнок имеет право выражать свою индивидуальность так, как это ему угодно. Школьная форма ограничивает свободу самовыражения.
Школьная форма в различных странах
Самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания. Во многих её бывших колониях форма не была отменена и после независимости, например в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре и Южной Африке, Кипре и Гонконге.
Во Франции единая школьная форма существовала в 1927—1968 годах. В Польше — до 1988 года.
В Бельгии школьная форма есть только в некоторых католических школах, а также в частных школах, основанных британцами. Типичная одежда — брюки и юбки темно-синего цвета, белая или голубая рубашка и галстук.
В Германии нет единой школьной формы, хотя ведутся дебаты о её введении. В некоторых школах введена единая школьная одежда, не являющаяся формой так как ученики могут участвовать в её разработке. Что характерно, даже во времена Третьего рейха школьники не имели единой формы — они приходили на занятия в повседневной одежде, в форме гитлерюгенда (или иных детских общественных организаций).
В России история школьной униформы началась в 1834 году, когда была утверждена общая система всех гражданских мундиров в Российской империи, в том числе и для средних учебных заведений. Положение о гимназической форме для девочек было утверждено в 1896 году.[1] В 1918 году гимназическая форма дореволюционной России была признана буржуазным пережитком и отменена. В 1948 году, в период всеобщего «обмундиривания», когда ведомство за ведомством одевались в форму, школьная форма была снова сделана обязательной. Обязательное присутствие школьной формы в России было отменено весной 1992 года.
В США и Канаде существует школьная форма во многих частных школах. В государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых школах введены правила ношения одежды (англ. dress code).
На Кубе форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений.
Японские школьницыДля большинства средних и старших школ Японии обязательной считается школьная форма. В каждой школе она своя, но на самом деле вариантов не так уж много. Обычно это белая рубашка, тёмный пиджак и брюки для мальчиков, и белая рубашка, тёмный пиджак и юбка для девочек, или же сейлор фуку — «матросский костюм». К форме обычно даётся ещё большая сумка или портфель. Школьники начальных классов, как правило, одеваются в обычную детскую одежду. Школьная форма — чёрные пиджаки у мальчиков и матроски у девочек — является всего лишь копией британской военно-морской формы начала XIX века.[2]
См. также
Примечания
Литература
- Светлана Леонтьева. Советская школьная форма: канон и повседневность // Теория моды. 2008, № 8
- Марина Балина, Алла Рудова. Размышления о школьной форме (по материалам произведений детской и автобиографической литературы) // Теория моды. 2008, № 8