Школьная форма для современных детей: что носить в новом учебном году

При этом он заметил, что форма должна быть и удобной, и актуальной, чтобы отвечать вкусам школьников. «Я всегда за современное видение, и, конечно же, форма тоже должна быть такой, чтобы было видно, что ребенок из сегодняшнего времени, а не из Советского союза. В настоящее время много предложений, и они разные: есть то, что мне нравится, есть то, что, на мой взгляд, давно уже надо прекратить выпускать. На дворе 21 век, и растет новое поколение современных, креативных, по-новому мыслящих людей», — добавил Гуляев.

КЛЕТКА И ТРЕНЧИ

По мнению дизайнера Юлии Прохоровой, для школьной формы идеально подходят костюмы и платья сдержанных, но глубоких оттенков, например, марсала (бордовый с коричневым) и изумруд. Она также отметила, что всегда актуальна клетка — от мелкой до крупной, с разными сочетаниями цветов.

«В этом сезоне особое внимание стоит уделить сарафанам, которые сейчас на пике популярности! Сарафаны могут быть на толстых бретелях, с классической юбкой или со складками, верх дополнит либо белая рубашка — для особых случаев, или классическая водолазка, в которой ребенку будет и тепло и комфортно в любое время года», — подчеркнула собеседница агентства.

Для девочек старших классов дизайнер предложила бы платья-футляры или трапециевидные платья с поясами и белыми воротничками, так как эти детали, по мнению Прохоровой, помогут создать благородный образ. При этом в качестве акцентов на костюмы можно добавить отделку карманов или воротничков, контрастные пуговицы — жемчужные или иных фактур.

«Для более холодного времени года можно дополнить образ классическими свитерами, оставляя в качестве базы юбку, брюки или даже платье — получится очень современный, многослойный и комфортный образ! Безусловно, нельзя обойти вниманием тренчи — must have последних сезонов. Эта вещь поистине универсальна как для взрослых, так для детей и подростков», — добавила Прохорова.

СТРОГО, НО НЕ ОЧЕНЬ

По словам главного дизайнера и основателя бренда Zasport Анастасии Задориной, форма в школах и даже в детских садах необходима, так как приучает детей к дисциплине и аккуратному внешнему виду.

Школьная форма | Творческие проекты и работы учащихся

Предложенная автором творческая работа в начальной школе «Школьная форма» будет интересна для учеников начальной школы, познакомит их с историей школьной формы и раскроет положительные стороны введения формы в родной школе. В проекте раскрывается история введения школьной формы в России, анализируется вид послевоенной и современной школьной формы, проводится сравнение.


Созданный учащейся творческий проект «Школьная форма» в 3 классе начальной школы содержит анализ истории школьной формы в России от истоков и до наших дней, а также результаты опроса, проведенного среди учеников начальной школы, на предмет их отношения к введению школьной формы и того, какой она должна быть по их мнению. В проекте приводятся основные требования к школьной форме.

Тема работы, выбранная автором проекта, очень актуальна, так как в большинстве школ единая школьная форма одежды еще не введена, и если обучающиеся и их родители получат больше информации по истории школьной формы в России, то удастся выработать единый подход на введение школьной формы.

Оглавление

Введение
1. Школьная форма.
1.1. История введения школьной формы в России.
1.2. Послевоенная школьная форма.
1.3. Современная школьная форма .
1.4. Основные требования к школьной форме.
2. Результаты анкетирования.
Заключение
Литература

Введение

Школьная форма – обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы.


18 октября 2012 года на встрече с представителями актива Общероссийского народного фронта Президент Владимир Владимирович Путин предложил ввести единую школьную форму, так как это решило бы много проблем, в том числе социального, национального и религиозного неравенства обучающихся. В настоящее время существуют разные мнения по вопросу введения школьной формы. Сегодня во многих школах она становится обязательной и имеет следующие преимущества:
  • требует от человека соблюдения определенных норм в поведении;
  • воспитывает в ребёнке внутреннюю дисциплину и хороший вкус к элегантному деловому стилю;
  • формирует чувство сплочённости с классом, школой.

В нашей школе тоже введена школьная форма, поэтому я считаю эту тему актуальной для меня.

Цели и задачи моей работы:

  • выяснить мнение учащихся о необходимости введения школьной формы.
  • познакомиться с историей появления школьной формы в России;
  • проанализировать мнение обучающихся и их родителей по вопросу введения формы;
  • разработать собственную модель школьной формы.

Предмет исследования: школьная форма, история ее введения в России, отношение к ней родителей и обучающихся начальных классов.

Гипотеза: если обучающиеся и их родители получат больше информации по истории школьной формы в России, то удастся выработать единый подход на введение школьной формы.

Методы исследования:

1. Изучение литературы и Интернет-источников по теме.

2. Частично-поисковый (анкетирование, сравнение, анализ и выводы.)

3. Разработка собственной модели школьной формы.

История введения школьной формы в России

Впервые школьная форма в России была введена в 1834 году. Сначала — для гимназистов и студентов, причем только для мальчиков. Форма гимназистов была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. До революции 1917 года мальчики-гимназисты одевались так: фуражка с эмблемой гимназии, гимнастерка, шинель, куртка, брюки, черные ботинки, ранец.

Положение о гимназической форме для девочек было утверждено в 1896 году. В государственных гимназиях воспитанницы носили коричневые платья с высоким воротником и фартуки – черный в учебные дни и белый по праздникам. Парадная форма дополнялась белым отложным воротничком и соломенной шляпкой.

После революции в 1918 был издан декрет, отменявший ношение школьной формы. В первые годы существования советского государства ношение школьной формы было непозволительной роскошью в стране, разоренной мировой войной, революцией и гражданской войной. Это время называют периодом «бесформенности».

Послевоенная школьная форма


В 1949 году период «бесформенности» закончился. В Советском Союзе была введена единая школьная форма. Мальчики носили серые военные гимнастерки, ремень с пряжкой и фуражку с кокардой. У девочек были коричневые шерстяные платья с черным передником, по праздникам – с белым.

С начала 1960-х годов форма была изменена в сторону отхода от «военизированности». Мальчики получили серый полушерстяной костюм – брюки и однобортный пиджак с тремя черными пластмассовыми пуговицами. Под пиджак рекомендовалась белая рубашка. Форма для девочек осталась прежней.

У мальчиков с 1975-1976 учебного года серые шерстяные брюки и курточки были заменены на брюки и куртки из полушёрстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами. Куртка застёгивалась на алюминиевые пуговицы, по конструкции напоминавшие военные.

На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем — символ просвещения. Обязательным дополнением к школьной форме были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) и комсомольский (в старших классах) значки.

Для пионеров-активистов значок был немного больше обычного, и на нём была надпись «За активную работу». Пионеры должны были также носить пионерский галстук. Для девочек форма осталась без изменений. Наши мамы и наша учительница тоже носили коричневые платья с черным или белым фартуками.

В 1985-1987 годах изменения коснулись и одежды девочек: старшеклассницы могли сменить платье и фартук на синюю юбку, рубашку, жилет и пиджак из синей полушерстяной ткани.

В 1988 году в порядке эксперимента некоторым школам было разрешено отказаться от ношения формы, а весной 1994 года она была официально отменена во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации, согласно закону «Об образовании». Но до сих пор на праздник «Последнего звонка» выпускницы надевают коричневые платья и белые фартуки. Это стало традицией.

Современная школьная форма

В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, а также некоторые школы имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению. Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, существуют правила ношения одежды. С 1 сентября 2013 года вновь была введена обязательная школьная форма, но каждое образовательное учреждение само решает, как должна выглядеть форма.

Основные требования к школьной форме

1. Общий вид одежды обучающихся, ее цвет, фасон определяются советом школы, родительским комитетом, классным, общешкольным родительским собранием, попечительским советом и другими.

2. Общеобразовательные организации вправе устанавливать следующие виды одежды обучающихся:

  1. повседневная одежда;
  2. парадная одежда;
  3. спортивная одежда.

Парадная одежда используется в дни проведения праздников и торжественных линеек. Спортивная одежда используется на занятиях физической культурой и спортом.

3. Одежда обучающихся может иметь отличительные знаки образовательной организации (класса, параллели классов): эмблемы, нашивки, значки, галстуки и так далее.

4. Одежда должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам.

5. Одежда должна соответствовать погоде и месту проведения учебных занятий, температурному режиму в помещении.

6. Внешний вид и одежда обучающихся государственных и муниципальных образовательных организаций должны соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и носить светский характер.

Результаты анкетирования о школьной форме

Среди обучающихся начальных классов и их родителей было проведено анкетирование по введению школьной формы. В процессе анкетирования высказывались аргументы, как за введение школьной формы, так и против нее.

1. Нужно ли вводить школьную форму?

опрос о школьной форме

2. Какой должна быть школьная форма?

Удобной, стильной, модной, практичной, недорогой. Для мальчиков – брюки, жилет, однотонная рубашка. Для девочек – брюки, жилет, юбка, сарафан, светлая блузка. Когда мы пришли в первый класс, в нашей школе был введен строгий стиль одежды и наши мамы решили пошить нам всем школьную форму, в которой ходили сами: коричневое платье и белый фартук, а мальчики ходили в костюмах: брюки, пиджак и светлая рубашка.

В ношении школьной формы есть свои плюсы: Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий. Форма дисциплинирует человека. Ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде. Нет проблемы «В чем пойти в школу». Школьная форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этой школе. Если одежда придется ребенку по вкусу, он будет испытывать гордость за свой внешний вид. Школьная форма экономит деньги родителей.

Конечно, введение школьной формы имеет и свои минусы: Нежелание детей ее носить. “Потеря индивидуальности”. Затраты времени и сил родителей в связи с приобретением формы. Неудовлетворяющее запросам родителей качество материалов и пошива школьной формы.

Два года мы с удовольствием ходили нарядными и красивыми. В этом учебном году была введена единая школьная форма, и нам пришлось отказаться от коричневых платьев и белых фартуков. Мы долго привыкали к новой форме, было не совсем удобно. Я решила сама попробовать сшить школьную форму и в качестве модели взяла свою куклу……… И вот что у меня получилось!

Заключение

В исследовательской работе я многое узнала о том, когда появилась школьная форма в России, в чем была необходимость её введения. Если серьезно подойти к вопросу выбора одежды для школы, учесть пожелания ребят, их родителей, администрации, ознакомиться с предложениями ведущих модельеров, то вполне возможно создание такой школьной формы, которая устроит всех, и будет приносить удовольствие, а не дополнительные проблемы.

Школьная форма, как и любая детская одежда, должна быть удобной, практичной, модной, и главное — она должна нравиться самим школьникам. Школьная одежда даёт возможность детям формировать свой вкус и стиль с ранних лет.

Я думаю, что моя работа поможет увеличить количество сторонников введения школьной формы.

Приложение

Я предлагаю

мой вариант школьной формы

Литература

  1. Встреча с активом Общероссийского народного фронта
  2. История школьной формы в России
  3. История школьной формы в России и СССР
  4. Письмо Минобрнауки России № ДЛ-65/08 от 28.03.2013 г. «Об установлении требований к одежде обучающихся».

Если страница Вам понравилась, поделитесь ссылкой с друзьями:

Школьная форма: вчера, сегодня, завтра

li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-8}#doc6954569 .lst-kix_list_2-6>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_2-6}#doc6954569 .lst-kix_list_1-1>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_1-1,lower-latin) «. «}#doc6954569 ol.lst-kix_list_2-0.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-0 0}#doc6954569 .lst-kix_list_3-2>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_3-2,lower-roman) «. «}#doc6954569 ol.lst-kix_list_4-0.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_4-0 1}#doc6954569 ol.lst-kix_list_4-8.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_4-8 0}#doc6954569 .lst-kix_list_1-2>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_1-2,lower-roman) «. «}#doc6954569 .lst-kix_list_2-8>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_2-8}#doc6954569 .lst-kix_list_1-5>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_1-5,lower-roman) «. «}#doc6954569 .lst-kix_list_2-3>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_2-3}#doc6954569 ol.lst-kix_list_1-7.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-7 0}#doc6954569 .lst-kix_list_2-3>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_2-3,decimal) «. «}#doc6954569 .lst-kix_list_1-4>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_1-4,lower-latin) «. «}#doc6954569 ol.lst-kix_list_1-5.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-5 0}#doc6954569 .lst-kix_list_3-3>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-3}#doc6954569 ol.lst-kix_list_4-2.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_4-2 0}#doc6954569 .lst-kix_list_2-0>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_2-0}#doc6954569 ol.lst-kix_list_3-7.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-7 0}#doc6954569 .lst-kix_list_1-5>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-5}#doc6954569 ol.lst-kix_list_2-3.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-3 0}#doc6954569 .lst-kix_list_4-3>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_4-3,decimal) «. «}#doc6954569 .lst-kix_list_3-7>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-7}#doc6954569 .lst-kix_list_2-7>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_2-7,lower-latin) «. «}#doc6954569 ol.lst-kix_list_3-6.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-6 0}#doc6954569 .lst-kix_list_1-8>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_1-8,lower-roman) «. «}#doc6954569 ol.lst-kix_list_3-0.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-0 0}#doc6954569 .lst-kix_list_1-6>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-6}#doc6954569 .lst-kix_list_2-5>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_2-5}#doc6954569 .lst-kix_list_3-3>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_3-3,decimal) «. «}#doc6954569 .lst-kix_list_4-4>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_4-4}#doc6954569 .lst-kix_list_1-0>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-0}#doc6954569 .lst-kix_list_3-6>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_3-6,decimal) «. «}#doc6954569 ol.lst-kix_list_2-1.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-1 0}#doc6954569 .lst-kix_list_4-7>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_4-7}#doc6954569 .lst-kix_list_4-5>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_4-5}#doc6954569 ol.lst-kix_list_1-3.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-3 0}#doc6954569 ol.lst-kix_list_3-2.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-2 0}#doc6954569 .lst-kix_list_1-3>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-3}#doc6954569 .lst-kix_list_2-7>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_2-7}#doc6954569 ol.lst-kix_list_2-6.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-6 0}#doc6954569 .lst-kix_list_3-2>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-2}#doc6954569 .lst-kix_list_4-7>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_4-7,lower-latin) «. «}#doc6954569 ol.lst-kix_list_2-5.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-5 0}#doc6954569 ol.lst-kix_list_1-7{list-style-type:none}#doc6954569 ol.lst-kix_list_1-8{list-style-type:none}#doc6954569 .lst-kix_list_1-6>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_1-6,decimal) «. «}#doc6954569 .lst-kix_list_2-6>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_2-6,decimal) «. «}#doc6954569 .lst-kix_list_4-2>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_4-2}#doc6954569 .lst-kix_list_3-6>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-6}#doc6954569 .lst-kix_list_2-2>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_2-2,lower-roman) «. «}#doc6954569 ol.lst-kix_list_3-3.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-3 0}#doc6954569 .lst-kix_list_4-1>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_4-1}#doc6954569 ol.lst-kix_list_1-8.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-8 0}#doc6954569 ol.lst-kix_list_4-3.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_4-3 0}#doc6954569 ol.lst-kix_list_4-5.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_4-5 0}#doc6954569 ol.lst-kix_list_1-2{list-style-type:none}#doc6954569 ol.lst-kix_list_1-4.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-4 0}#doc6954569 .lst-kix_list_2-1>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_2-1,lower-latin) «. «}#doc6954569 ol.lst-kix_list_1-1{list-style-type:none}#doc6954569 ol.lst-kix_list_1-0{list-style-type:none}#doc6954569 .lst-kix_list_4-8>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_4-8,lower-roman) «. «}#doc6954569 ol.lst-kix_list_1-6{list-style-type:none}#doc6954569 ol.lst-kix_list_1-5{list-style-type:none}#doc6954569 .lst-kix_list_3-0>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-0}#doc6954569 ol.lst-kix_list_1-4{list-style-type:none}#doc6954569 ol.lst-kix_list_1-3{list-style-type:none}#doc6954569 .lst-kix_list_1-7>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-7}#doc6954569 ol.lst-kix_list_2-8.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-8 0}#doc6954569 ol.lst-kix_list_2-0{list-style-type:none}#doc6954569 .lst-kix_list_2-8>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_2-8,lower-roman) «. «}#doc6954569 ol.lst-kix_list_2-1{list-style-type:none}#doc6954569 .lst-kix_list_1-1>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-1}#doc6954569 .lst-kix_list_3-7>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_3-7,lower-latin) «. «}#doc6954569 ol.lst-kix_list_2-2{list-style-type:none}#doc6954569 ol.lst-kix_list_2-3{list-style-type:none}#doc6954569 ol.lst-kix_list_2-4{list-style-type:none}#doc6954569 .lst-kix_list_3-4>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-4}#doc6954569 .lst-kix_list_2-0>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_2-0,decimal) «. «}#doc6954569 ol.lst-kix_list_2-5{list-style-type:none}#doc6954569 ol.lst-kix_list_1-2.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-2 0}#doc6954569 ol.lst-kix_list_3-1{list-style-type:none}#doc6954569 ol.lst-kix_list_3-2{list-style-type:none}#doc6954569 ol.lst-kix_list_3-3{list-style-type:none}#doc6954569 ol.lst-kix_list_3-4{list-style-type:none}#doc6954569 ol.lst-kix_list_3-0{list-style-type:none}#doc6954569 .lst-kix_list_1-8>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-8}#doc6954569 ol.lst-kix_list_3-6{list-style-type:none}#doc6954569 ol.lst-kix_list_3-5{list-style-type:none}#doc6954569 ol.lst-kix_list_3-8{list-style-type:none}#doc6954569 ol.lst-kix_list_3-7{list-style-type:none}#doc6954569 ol.lst-kix_list_2-7{list-style-type:none}#doc6954569 .lst-kix_list_4-6>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_4-6}#doc6954569 ol.lst-kix_list_2-6{list-style-type:none}#doc6954569 .lst-kix_list_2-4>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_2-4,lower-latin) «. «}#doc6954569 .lst-kix_list_3-5>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_3-5,lower-roman) «. «}#doc6954569 ol.lst-kix_list_2-8{list-style-type:none}#doc6954569 .lst-kix_list_3-5>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-5}#doc6954569 ol.lst-kix_list_4-5{list-style-type:none}#doc6954569 ol.lst-kix_list_4-4{list-style-type:none}#doc6954569 ol.lst-kix_list_4-7{list-style-type:none}#doc6954569 .lst-kix_list_4-2>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_4-2,lower-roman) «. «}#doc6954569 ol.lst-kix_list_4-6{list-style-type:none}#doc6954569 ol.lst-kix_list_4-8{list-style-type:none}#doc6954569 ol.lst-kix_list_1-1.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-1 0}#doc6954569 ol.lst-kix_list_2-4.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-4 0}#doc6954569 .lst-kix_list_4-6>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_4-6,decimal) «. «}#doc6954569 .lst-kix_list_4-5>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_4-5,lower-roman) «. «}#doc6954569 .lst-kix_list_4-1>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_4-1,lower-latin) «. «}#doc6954569 .lst-kix_list_2-1>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_2-1}#doc6954569 ol.lst-kix_list_1-0.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-0 2}#doc6954569 .lst-kix_list_3-0>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_3-0,decimal) «. «}#doc6954569 .lst-kix_list_1-0>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_1-0,upper-roman) «. «}#doc6954569 .lst-kix_list_2-5>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_2-5,lower-roman) «. «}#doc6954569 .lst-kix_list_2-4>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_2-4}#doc6954569 ol.lst-kix_list_4-0{list-style-type:none}#doc6954569 ol.lst-kix_list_1-6.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-6 0}#doc6954569 ol.lst-kix_list_4-1{list-style-type:none}#doc6954569 ol.lst-kix_list_2-2.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-2 0}#doc6954569 ol.lst-kix_list_4-2{list-style-type:none}#doc6954569 .lst-kix_list_4-4>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_4-4,lower-latin) «. «}#doc6954569 ol.lst-kix_list_4-3{list-style-type:none}#doc6954569 ol.lst-kix_list_4-7.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_4-7 0}#doc6954569 .lst-kix_list_3-4>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_3-4,lower-latin) «. «}#doc6954569 .lst-kix_list_1-3>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_1-3,decimal) «. «}#doc6954569 ol.lst-kix_list_4-4.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_4-4 0}#doc6954569 ol.lst-kix_list_2-7.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-7 0}#doc6954569 .lst-kix_list_4-3>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_4-3}#doc6954569 ol.lst-kix_list_4-1.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_4-1 0}#doc6954569 .lst-kix_list_4-0>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_4-0}#doc6954569 .lst-kix_list_1-2>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-2}#doc6954569 ol.lst-kix_list_3-5.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-5 0}#doc6954569 .lst-kix_list_4-0>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_4-0,upper-roman) «. «}#doc6954569 .lst-kix_list_3-8>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_3-8,lower-roman) «. «}#doc6954569 ol.lst-kix_list_3-4.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-4 0}#doc6954569 .lst-kix_list_4-8>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_4-8}#doc6954569 ol.lst-kix_list_4-6.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_4-6 0}#doc6954569 .lst-kix_list_1-4>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-4}#doc6954569 .lst-kix_list_3-1>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_3-1,lower-latin) «. «}#doc6954569 ol.lst-kix_list_3-8.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-8 0}#doc6954569 .lst-kix_list_1-7>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_1-7,lower-latin) «. «}#doc6954569 ol.lst-kix_list_3-1.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-1 0}#doc6954569 .lst-kix_list_3-1>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-1}#doc6954569 .lst-kix_list_2-2>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_2-2}#doc6954569 ol{margin:0;padding:0}#doc6954569 .c8{border-bottom-width:1pt;border-top-style:solid;width:114pt;border-right-style:solid;padding:0pt 5.4pt 0pt 5.4pt;border-bottom-color:#000000;border-top-width:1pt;border-bottom-style:solid;vertical-align:top;border-top-color:#000000;border-left-color:#000000;border-right-color:#000000;border-left-style:solid;border-right-width:1pt;border-left-width:1pt}#doc6954569 .c18{border-bottom-width:1pt;border-top-style:solid;width:117.2pt;border-right-style:solid;padding:0pt 5.4pt 0pt 5.4pt;border-bottom-color:#000000;border-top-width:1pt;border-bottom-style:solid;vertical-align:top;border-top-color:#000000;border-left-color:#000000;border-right-color:#000000;border-left-style:solid;border-right-width:1pt;border-left-width:1pt}#doc6954569 .c42{border-bottom-width:1pt;border-top-style:solid;width:222pt;border-right-style:solid;padding:0pt 5.4pt 0pt 5.4pt;border-bottom-color:#000000;border-top-width:1pt;border-bottom-style:solid;vertical-align:top;border-top-color:#000000;border-left-color:#000000;border-right-color:#000000;border-left-style:solid;border-right-width:1pt;border-left-width:1pt}#doc6954569 .c9{border-bottom-width:1pt;border-top-style:solid;width:242.4pt;border-right-style:solid;padding:0pt 5.4pt 0pt 5.4pt;border-bottom-color:#000000;border-top-width:1pt;border-bottom-style:solid;vertical-align:top;border-top-color:#000000;border-left-color:#000000;border-right-color:#000000;border-left-style:solid;border-right-width:1pt;border-left-width:1pt}#doc6954569 .c13{border-bottom-width:1pt;border-top-style:solid;width:124.9pt;border-right-style:solid;padding:0pt 5.4pt 0pt 5.4pt;border-bottom-color:#000000;border-top-width:1pt;border-bottom-style:solid;vertical-align:top;border-top-color:#000000;border-left-color:#000000;border-right-color:#000000;border-left-style:solid;border-right-width:1pt;border-left-width:1pt}#doc6954569 .c31{border-bottom-width:1pt;border-top-style:solid;width:122.2pt;border-right-style:solid;padding:0pt 5.4pt 0pt 5.4pt;border-bottom-color:#000000;border-top-width:1pt;border-bottom-style:solid;vertical-align:top;border-top-color:#000000;border-left-color:#000000;border-right-color:#000000;border-left-style:solid;border-right-width:1pt;border-left-width:1pt}#doc6954569 .c22{border-bottom-width:1pt;border-top-style:solid;width:139.6pt;border-right-style:solid;padding:0pt 5.4pt 0pt 5.4pt;border-bottom-color:#000000;border-top-width:1pt;border-bottom-style:solid;vertical-align:top;border-top-color:#000000;border-left-color:#000000;border-right-color:#000000;border-left-style:solid;border-right-width:1pt;border-left-width:1pt}#doc6954569 .c1{line-height:1.5;padding-top:0pt;widows:2;orphans:2;height:11pt;text-align:left;direction:ltr;padding-bottom:0pt}#doc6954569 .c3{line-height:1.5;padding-top:0pt;widows:2;orphans:2;text-indent:36pt;text-align:justify;direction:ltr;padding-bottom:0pt}#doc6954569 .c7{line-height:1.3;padding-top:0pt;widows:2;orphans:2;text-align:justify;direction:ltr;padding-bottom:0pt}#doc6954569 .c6{line-height:1.0;padding-top:0pt;widows:2;orphans:2;height:11pt;direction:ltr;padding-bottom:0pt}#doc6954569 .c12{line-height:1.0;padding-top:0pt;widows:2;orphans:2;text-align:center;direction:ltr;padding-bottom:0pt}#doc6954569 .c19{line-height:1.3;padding-top:0pt;widows:2;orphans:2;text-align:left;direction:ltr;padding-bottom:0pt}#doc6954569 .c17{line-height:1.3;padding-top:0pt;widows:2;orphans:2;text-align:center;direction:ltr;padding-bottom:0pt}#doc6954569 .c38{line-height:1.5;padding-top:0pt;widows:2;orphans:2;direction:ltr;padding-bottom:6pt}#doc6954569 .c10{line-height:1.5;padding-top:0pt;widows:2;orphans:2;direction:ltr;padding-bottom:0pt}#doc6954569 .c0{vertical-align:baseline;font-size:14pt;font-family:»Times New Roman»;font-weight:normal}#doc6954569 .c21{vertical-align:baseline;font-size:12pt;font-family:»Times New Roman»;font-weight:normal}#doc6954569 .c14{vertical-align:baseline;font-size:14pt;font-family:»Times New Roman»;font-weight:bold}#doc6954569 .c39{line-height:1.15;padding-top:0pt;direction:ltr;padding-bottom:0pt}#doc6954569 .c2{color:#000000;font-style:normal;text-decoration:none}#doc6954569 .c47{margin-right:auto;border-collapse:collapse;margin-left:-5.4pt}#doc6954569 .c44{max-width:453.5pt;background-color:#ffffff;padding:56.7pt 56.7pt 56.7pt 85pt}#doc6954569 .c36{margin-right:auto;border-collapse:collapse;margin-left:-45pt}#doc6954569 .c45{padding-left:-13.8pt;margin-left:27.7pt}#doc6954569 .c29{color:#000000;text-decoration:underline}#doc6954569 .c28{color:inherit;text-decoration:inherit}#doc6954569 .c40{margin-right:8.8pt;text-indent:37.5pt}#doc6954569 .c11{margin:0;padding:0}#doc6954569 .c30{padding-left:0pt;margin-left:18pt}#doc6954569 .c43{padding-left:18pt;margin-left:53.4pt}#doc6954569 .c52{text-decoration:underline}#doc6954569 .c41{text-align:right}#doc6954569 .c27{text-indent:26.2pt}#doc6954569 .c16{text-align:justify}#doc6954569 .c48{margin-left:35.4pt}#doc6954569 .c25{height:3pt}#doc6954569 .c35{margin-left:26.2pt}#doc6954569 .c49{margin-right:8.8pt}#doc6954569 .c46{color:#ff0000}#doc6954569 .c50{text-indent:36pt}#doc6954569 .c23{text-align:left}#doc6954569 .c5{height:0pt}#doc6954569 .c51{margin-left:18pt}#doc6954569 .c33{color:#000000}#doc6954569 .c15{height:11pt}#doc6954569 .c37{color:#0000ff}#doc6954569 .c26{text-indent:27pt}#doc6954569 .c4{color:#333300}#doc6954569 .c53{margin-right:18pt}#doc6954569 .c20{text-align:center}#doc6954569 .c32{margin-left:36pt}#doc6954569 .c34{text-indent:35.4pt}#doc6954569 .c24{font-style:italic}#doc6954569 .title{widows:2;padding-top:24pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#000000;font-size:36pt;font-family:»Arial»;font-weight:bold;padding-bottom:6pt;page-break-after:avoid}#doc6954569 .subtitle{widows:2;padding-top:18pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#666666;font-style:italic;font-size:24pt;font-family:»Georgia»;padding-bottom:4pt;page-break-after:avoid}#doc6954569 li{color:#000000;font-size:11pt;font-family:»Arial»}#doc6954569 p{color:#000000;font-size:11pt;margin:0;font-family:»Arial»}#doc6954569 h2{widows:2;padding-top:24pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#000000;font-size:24pt;font-family:»Arial»;font-weight:bold;padding-bottom:6pt;page-break-after:avoid}#doc6954569 h3{widows:2;padding-top:18pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#000000;font-size:18pt;font-family:»Arial»;font-weight:bold;padding-bottom:4pt;page-break-after:avoid}#doc6954569 h4{widows:2;padding-top:14pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#000000;font-size:14pt;font-family:»Arial»;font-weight:bold;padding-bottom:4pt;page-break-after:avoid}#doc6954569 h5{widows:2;padding-top:12pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#000000;font-size:12pt;font-family:»Arial»;font-weight:bold;padding-bottom:2pt;page-break-after:avoid}#doc6954569 h5{widows:2;padding-top:11pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#000000;font-size:11pt;font-family:»Arial»;font-weight:bold;padding-bottom:2pt;page-break-after:avoid}#doc6954569 h6{widows:2;padding-top:10pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#000000;font-size:10pt;font-family:»Arial»;font-weight:bold;padding-bottom:2pt;page-break-after:avoid}#doc6954569 ]]>

ВВЕДЕНИЕ

Школьная форма в учебных заведениях приобретает всё большую актуальность. Сегодня во многих школах, гимназиях и лицеях школьная форма становится обязательной.

История школьной формы насчитывает в общей сложности несколько веков, начиная с эпохи Возрождения, когда студенты стали носить мантии. В России эта история намного короче и насчитывает около полутора веков. Но при этом она не менее интересна и насыщена событиями. Форму вводили, изменяли, отменяли, снова вводили.

С 1992 года в России официально школьная форма отменена, но в последнее время все больше и больше школ вводят обязательную форму. Несомненно, школьная форма имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Сейчас в России ведется много споров о том, нужна ли школьная форма ученикам и что она дает; повышает дисциплину, успеваемость или, напротив, лишает индивидуальности.

Данная работа направлена на исследование школьной формы и отношения к ней в разные исторические периоды и в разных странах, в особенности в современной России.

Поиск и сбор данных о школьной форме проводился в основном через анкетирование, изучение различных документов, поиск информации в сети Интернет.

Приступая к работе над исследованием школьной формы, я поставила перед собой следующие цели:

Цель: на основе изучения материала об истории школьной формы выявить проблемы ее современного состояния.

Задачи:

1. Поиск информации об истории школьной формы. Анализ полученных результатов.

2. Систематизация данных о наличии школьной формы в разных странах мира.

3. Выявление мнений учащихся на основе проведенного анкетирования.

Гипотеза: 

Я предполагаю, что современной школе необходимо введение школьной формы.

I. ШКОЛЬНАЯ ФОРМА: ОПЫТ РОССИИ

1. Школьная форма до 1917 года

Школьная форма в России существовала еще в XIX веке, ее носили гимназисты и воспитанницы пансионов благородных девиц. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости.

 Годом рождения школьной формы считают 1834 год (Таблица 1.  Составлена по ссылке 3.) Тогда в школьную форму входили фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами.

 Обычно ученики носили суконную гимнастерку синего цвета с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясанную черным лакированным ремнем с серебряной пряжкой и черные брюки. Имелась и выходная форма: темно-синий или темно-серый мундир с обшитым серебряным галуном воротником. Иногда носили куртки со стоячим воротником. Неизменным атрибутом гимназистов был ранец.

25 июля 1914 года утвердили ношение школьной формы ученицами гимназий. Это были платья темно-коричневого цвета с черным фартуком, обувь без каблуков, шляпы с черными лентами, которые по праздникам разрешалось заменять цветными.

В гимназиях учились дети состоятельных родителей, форма подчёркивала их принадлежность к высшему сословию.

2. Школьная форма в Советский период

Все изменилось после революции. В 1918 году вышел декрет «О единой школе…», отменявший школьную форму как таковую и именовавший её эдаким пережитком прошлого.

Однако, в 1949 году снова вводится школьная форма. Было решено, что девочки должны приходить на занятия в темно-коричневых шерстяных платьях и черных передниках (по праздникам – белых), а мальчики – в серых военных гимнастерках со стоячим воротничком-стоечкой. Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой, которую чистили так, чтобы горела на солнце, и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице. Тогда же атрибутом учащейся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев – значок на груди. Именно тогда появились белые «праздничные» фартуки и пришивные воротнички с манжетами. Со временем менялся лишь фасон формы. Так выглядели в школе наши бабушки и дедушки.

В 1962 году мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах. Форма для девочек осталась прежняя. В 1973 году форму для мальчиков снова поменяли, а в 1976 году то же самое произошло и с формой девочек. Таким образом, школьная форма стала неотъемлемой частью жизни каждого советского ребенка.

Школьная форма была нескольких моделей. В первую очередь это, несомненно, было классическое коричневое платье с передником для девочек. В комплекте было два передника – черный для повседневной носки и белый для праздничных линеек. Но самым главным украшением этой неброской одежды были кружевные воротнички и манжеты, которые приходилось подшивать к платьям. Мальчики же младших классов носили форменные брюки и курточки синего цвета с манжетами на рукавах, похожие на классические джинсовые куртки. А еще на боковой части рукава имелась нашлепка из мягкого пластика с нарисованным открытым учебникам и восходящим солнцем. С 8-го класса школьникам была положена более взрослая школьная форма. Мальчики должны были носить ансамбль синего цвета, напоминающий мужской брючный костюм с неизменной нашлепкой на рукаве, а подросшие девочки синие костюмы-тройки – юбка-трапеция со складками спереди, пиджак с накладными карманами и жилетка. Носить в старшей школе под форму мальчикам полагалось рубашку, девочкам блузки.

Но, всё же, на последний звонок девочки появлялись  в старом добром коричневом платье и белом переднике с повязанными белыми бантами. Эта традиция жива и по сей день, и многие выпускницы XXI века приходят на свой последний школьный звонок в «старой доброй, еще советской форме». В 1988 году некоторые школы в порядке эксперимента отказались от обязательного ношения школьной формы, давая тем самым почву индивидуальности школьников.

3. Школьная форма на рубеже веков (XX-XXI)

В 1992 году школьная форма была отменена во всех российских школах. В Законе Российской Федерации «Об образовании» вопрос о школьной форме теперь не регламентируется ни на местном, ни на федеральном уровне. Коричневые платья и синие костюмы заменили «варёные» джинсы, брюки-клёш и девичьи наряды в духе «кто во что горазд».

В современной России нет единой школьной формы, но многие школы, лицеи и гимназии, начиная с 1999 года, стали вводить свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению.

  1. ШКОЛЬНАЯ ФОРМА — ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Во многих странах школьная форма в большей степени представлена вариантом dress-code, который позволяет выбирать форму одежды в определенных рамках, установленных самой школой (Таблица 2 составлена по ссылке 6). Но в частных школах, где высокие требования к дисциплине, где большое уважение к традициям, которые складывались столетиями, форма является обязательной и установлена по жесткому образцу (Япония, Англия). Самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания.

Обществом школьная форма, чаще всего, воспринимается как неотъемлемый атрибут школьной жизни. Где-то она вызывает сдержанное, но в  целом положительное отношение к себе, где-то  выступает даже образцом для молодежной моды (Япония). Негативное отношение присутствует только там, где с наличием формы вынуждены соглашаться, несмотря на ее неудобство и несовременный внешний вид (Англия).

III. ШКОЛЬНАЯ ФОРМА: «ЗА» И «ПРОТИВ»

Анализ анкетирования учащихся

Нужна ли школьная форма? Какой она должна быть?

На сегодняшний день мнение  гимназистов об обязательном ношении формы и о том, как она должна выглядеть неоднозначно (Таблица 3). Одни считают, что форма воспитывает  внутреннюю дисциплину, настраивает на рабочий лад, воспитывает хороший вкус, так как ребенок, начиная с младшего школьного возраста, привыкает к деловому элегантному стилю. Другие согласны с тем, что форма должна быть, но хотели бы изменить ее облик. В то же время есть учащиеся, которые считают, что форма не нужна.

Из анкет можно сделать вывод, что, несмотря на то, что большинство учащихся согласны с существованием школьной формы, они отмечают ее недостатки.

Мнение учителей едино: наличие школьной формы обязательно. При этом учителя подчеркивают положительное влияние формы на дисциплину.

Результаты анкетирования учеников младших и средних классов показали негативное отношение к форме. Более 40% чувствуют себя в ней неуютно и хотели бы ее изменить. 54% хотели бы ее отменить вовсе.

Опираясь на результаты проведенного анкетирования, а также на результаты российских социологических опросов, были выявлены положительные и отрицательные стороны наличия школьной формы (Таблица 3). Положительных и отрицательных качеств школьной формы примерно одинаково. Однако в колонке со знаком «+», приводимые аргументы более весомы, в противоположной колонке главным будет являться финансовый фактор.

IV. СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛЬНАЯ ФОРМА

Среди учеников моего класса, мы с классным руководителем проводили опрос «Какой должна быть школьная форма?».  

Как одеться в школу — вопрос важный, потому что именно от внешнего вида часто зависят отношения в коллективе. Конечно, одежда должна придавать уверенность в себе, быть комфортной, красивой и уместной.

Недопустимо приходить в школу в спортивном костюме. У девочек юбки не должны быть слишком короткими.

   

Школьная форма уже давно приобрела очертания, близкие к деловому стилю. Офисная одежда способна придать фигуре, лицу, образу в целом, как женственности, так и мужественности, а еще она практична. Кроме того, такая одежда придаст облику некоторую «взрослость», насколько это возможно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги работы, можно сказать, что мной систематизирована информация об истории школьной формы в России и современном состоянии формы за рубежом. На основе проведенного анкетирования учащихся и учителей выявлены основные тенденции во взглядах школьного сообщества на форму. Исторический опыт показывает, что школьная форма будет существовать и в дальнейшем.

Говоря о форме в нашей Гимназии, делаю вывод, что форма уже стала неотъемлемым атрибутом школьной жизни, несмотря на неоднозначное отношение учащихся к ее существованию.

На основе собранных материалов и проведенных наблюдений, считаю, что возможны несколько вариантов  развития школьной формы.

Первый: школьная форма станет обязательной.

Второй: возможно, будущим школьной формы станет dress-code.

Третий: каждая школа будет решать этот вопрос самостоятельно. Предпочтительным мне видится третий вариант, когда большинство школ рано или поздно выберут собственный вариант формы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Список документов:

1. Закон РФ «Об образовании», 1992 год.

Список литературы:

1.«Оформлять» ли ребят?// Аргументы и факты, №35, 2006г.

Список Интернет ресурсов:

1. http://www.rusedu.ru/detail_4761.html — Ах уж, эта школьная форма!

2. http://www.bel.ru/news/education/2007/11/20/27338.html — Школьная форма. Быть или не быть?

3. http://klass.resobr.ru/archive/year/articles/252/ — Школьная форма: за и против

4. http://po4emu4ki.ucoz.ru/publ/4-1-0-30 — проект ФОРМА БУДУЩЕГО

5. http://planetashkol.ru/articles/21437/ —  Снова в школу! Что надеть?

6. gym91.k26.ru/pages/uchitel/history/pichug/project/ — Роль форменной одежды учащегося в жизни школьного сообщества.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Таблица 1

Таблица 2. Характеристика формы некоторых стран и систематизация данных о наличии школьной формы и отношении к ней в обществе

Страна

Наличие/отсутствие школьной формы

Фасон формы

Отношение к форме

Япония

Есть

Единый фасон

На пике моды

Англия

Есть

В каждой школе – своя форма

Негативное отношение

Иран

Есть

Единый фасон

Нейтральное отношение

Израиль

Есть

Положительное отношение

Россия

На усмотрение учебного заведения

Чаще костюмы делового стиля, в частных школах есть свои модели

Отношение неоднозначное

США

На усмотрение учебного заведения

Dress-code, в частных школах – свои модели

К униформе отношение отрицательное, но Dress-code все выполняют

Африканские страны

На усмотрение учебного заведения

Dress-code, в частных школах – свои модели

Положительное отношение. Форма – предмет гордости

Австралия

Есть

Dress-code, в частных школах – свои модели

К униформе отношение отрицательное, но Dress-code все выполняют

Испания

Есть

Единый фасон

Нейтральное отношение

Таблица 3. Результаты анкетирования учащихся 4-6 классов

да

нет

нейтрально

Нравится ли вам носить школьную форму?

30%

52%

17%

Помогает ли форма настроится на рабочий лад?

36%

54%

10%

Чувствуете ли вы себя уютно в форме?

44%

38%

18%

Хотели ли бы вы изменить школьную форму?

65%

27%

8%

Хотели бы вы отменить школьную форму?

54%

32%

14%


Таблица 3. Школьная форма: «за» и «против»

+

  1. Сглаживание социального неравенства
  2. Дисциплинирует
  3. Формирует чувство общности со школой
  4. Делает детей более внимательными, сосредоточенными на предметном содержании урока
  5. Прививается привычка и умение носить одежду делового стиля
  6. У родителей исчезает сомнение или непонимание как одеть ребенка в школу
  1. Мешает развитию индивидуальности
  2. Затрата времени и сил при приобретении
  3. Требуются дополнительные финансовые затраты
  4. Наличие формы в одной школе может вызывать насмешки учащихся других школ
  5. Часто школьная форма неудобна

Школьная форма — это… Что такое Школьная форма?

Школьная форма учеников средних классов с 1975—1976 учебного года в СССР

Школьная форма — повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы.

О необходимости школьной формы

Существуют различные точки зрения на то, нужна ли вообще стандартная форма школьникам. Основные мнения и подкрепляющие их доводы сводятся к следующему.

Доводы за школьную форму

  • Школьная форма, как и любая форма, дисциплинирует, приводит к сплоченности, способствует выработке в учениках ощущения общности, коллективизма, общего дела и наличия общих целей.
  • Форма исключает (во всяком случае, ограничивает) возможность конкуренции между учениками (и их родителями) в одежде, значительно снижает визуальную разницу между учениками из семей различного материального достатка, препятствуя расслоению по принципу «богатые/бедные».
  • Единый стандарт на форму, если он принимается на государственном уровне, позволяет гарантировать, что одежда школьников будет соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и не отразится отрицательно на их здоровье.
  • Если единая форма существует, её производство можно целевым образом дотировать, поддерживая невысокие цены и снимая с бедных семей часть бремени расходов на обучение детей.

Доводы против школьной формы

  • Форма — элемент уравнительного воспитания и обучения.
  • Форма лишает учеников возможности выражать свою индивидуальность в одежде, является средством деиндивидуализации учеников школы.
  • Требование ношения формы само по себе есть форма насилия над личностью, требование строгого соблюдения формы может при желании произвольно толковаться школьными работниками и использоваться для безосновательного преследования неугодных учеников.
  • Форма может быть слишком дорогой для бедных семей.
  • В конвенции о правах ребёнка сказано, что каждый ребёнок имеет право выражать свою индивидуальность так, как это ему угодно. Школьная форма ограничивает свободу самовыражения.

Школьная форма в различных странах

Самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания. Во многих её бывших колониях форма не была отменена и после независимости, например в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре и Южной Африке, Кипре и Гонконге.

Во Франции единая школьная форма существовала в 1927—1968 годах. В Польше — до 1988 года.

В Бельгии школьная форма есть только в некоторых католических школах, а также в частных школах, основанных британцами. Типичная одежда — брюки и юбки темно-синего цвета, белая или голубая рубашка и галстук.

В Германии нет единой школьной формы, хотя ведутся дебаты о её введении. В некоторых школах введена единая школьная одежда, не являющаяся формой так как ученики могут участвовать в её разработке. Что характерно, даже во времена Третьего рейха школьники не имели единой формы — они приходили на занятия в повседневной одежде, в форме гитлерюгенда (или иных детских общественных организаций).

В России история школьной униформы началась в 1834 году, когда была утверждена общая система всех гражданских мундиров в Российской империи, в том числе и для средних учебных заведений. Положение о гимназической форме для девочек было утверждено в 1896 году.[1] В 1918 году гимназическая форма дореволюционной России была признана буржуазным пережитком и отменена. В 1948 году, в период всеобщего «обмундиривания», когда ведомство за ведомством одевались в форму, школьная форма была снова сделана обязательной. Обязательное присутствие школьной формы в России было отменено весной 1992 года.

В США и Канаде существует школьная форма во многих частных школах. В государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых школах введены правила ношения одежды (англ. dress code).

На Кубе форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений.

Японские школьницы

Для большинства средних и старших школ Японии обязательной считается школьная форма. В каждой школе она своя, но на самом деле вариантов не так уж много. Обычно это белая рубашка, тёмный пиджак и брюки для мальчиков, и белая рубашка, тёмный пиджак и юбка для девочек, или же сейлор фуку — «матросский костюм». К форме обычно даётся ещё большая сумка или портфель. Школьники начальных классов, как правило, одеваются в обычную детскую одежду. Школьная форма — чёрные пиджаки у мальчиков и матроски у девочек — является всего лишь копией британской военно-морской формы начала XIX века.[2]

См. также

Примечания

Литература

  • Светлана Леонтьева. Советская школьная форма: канон и повседневность // Теория моды. 2008, № 8
  • Марина Балина, Алла Рудова. Размышления о школьной форме (по материалам произведений детской и автобиографической литературы) // Теория моды. 2008, № 8

Добавить комментарий